Что делать с лилией на зиму



Когда цветут лилии: характеристика растения и условия выращивания

Лилия — один из самых красивых растений, которое можно встретить на дачном участке. Выделяют свыше 80 видов лилий разнообразных по размеру и цвету. Чтобы любоваться обильным цветением лилий, необходимо правильно ухаживать за цветком.

Описание растения

Лилия – луковичное многолетнее растение семейства Лилейные. Луковицы могут быть различной формы, диаметр самого маленького экземпляра составляет 1 см, а большого – около 30 см. Форма шарообразная или яйцевидная. У лилий прямой стебель маловетвистый и облиственный. В зависимости от разновидности сорта в высоту может достигать до 250 см.

Соцветия имеют цилиндрическую или конусовидную форму. В них собраны по 8-16 цветков. Продолжительность цветения около 17 дней. Цветки имеют разнообразную форму: звездчатую, трубчатую, воронковидную, колокольчатую, чашевидную и т.д. Лилии в зависимости от сорта могут иметь различную окраску: ярко-алую, оранжевую, белоснежную, розовую, фиолетовую и т.д. У разных сортов лилий сроки цветения отличаются: одни виды начинают распускаться в начале июня, а другие зацветают только в июле.

Необходимые условия для выращивания

Лилии любят легкую и воздухопроницаемую почву. Эти растения плохо переносят переувлажненный грунт: луковицы начнут подгнивать. Если почва тяжелая, то рекомендуется внести немного песка или торфа. Чтобы повысить питательность грунта, следует добавить перегной – на квадратный метр около 10 кг.

Так как лилии относятся к многолетним растениям, то на одном и том же месте могут расти продолжительное время, и пересаживать не придется. Лилии комфортно себя чувствуют на солнечном безветренном участке. Желательно высаживать луковицы между низкорослыми растениями. Они не дадут перегреваться почве и корневой системе.

Высаживать лилии рекомендуется осенью. Лучшее время для посадки – первые числа октября. До наступления зимы корневая система будет развита и перепады температур будут не страшны. Некоторые сорта можно высаживать и весной, когда наступит устойчивая теплая погода.

Посадка растений: основные правила

Непосредственно перед посадкой необходимо перекопать грунт и удалить сорняки. Важно определить кислотность почвы и при необходимости следует добавить древесную золу или известь. Далее подготовить лунки шириной около 40 см. На дно выложить слой песка и присыпать почвой. Перед тем как сажать луковицы, следует отобрать гнилые, нездоровые экземпляры.

При наличии цветных чешуек, их очищают и обрабатывают раствором марганцовки. Луковицы могут быть разного размера, с учетом этого выбирают глубину посадки: мелкие экземпляры углубляют на 6-7 см, а более крупные – на 10-15 см. Затем вокруг посаженной луковицы уплотнить почву и сделать небольшой холмик, замульчировать и полить. В качестве мульчи можно взять опилки, торф, мелкую хвою.При посадке расстояние между растениями следует делать около 15-20 см, а для высокорослых сортов – 25-30 см.

Уход за лилиями

Чтобы лилии пышно цвели и хорошо развивались, необходимо правильно ухаживать за растениями. Уход за лилиями предполагает выполнение таких мероприятий, как своевременный полив и внесение удобрений. Лилии нуждаются во влаге в течение всего вегетационного периода. В засуху полив под корень выполняют два раза – утром и вечером. Это предотвратит появление ожогов на листьях.

При этом важно следить, чтобы почва не была слишком мокрой. Если вода будет попадать на листья, то это может привести к их загниванию. После полива почву замульчировать. По окончании цветения полив уменьшают, но не прекращают. При недостатке влаги цветки лилии будут искривленными и мелкими. Подкормки для лилий вносят регулярно. За сезон рекомендуется подкармливать растение около 3-4 раз.

Внесение свежего навоза препятствует цветению этих многолетних растений и стимулирует развитие зеленой массы. Первую подкормку проводят до образования побегов. Можно использовать аммиачную селитру или азотное удобрение.

Летом растения подкармливают древесной золой, а с образованием бутонов – раствором аммиачной селитры. После цветения часть цветоноса срезать так, чтобы длина стебля составляла около 20 см. В этот период проводится последняя подкормка калийно-фосфорным удобрением. Правильная подкормка и полив способствуют длительному и обильному цветению растений.

Важно не забывать регулярно осматривать растения и при наличии увядших цветков срезать. Сорняки следует удалять, а при трещинах и корках на поверхности грунта проводить рыхление. Начинающие цветоводы должны знать, что пышное цветение зависит не только от правильной посадки, но и от надлежащего ухода за растениями в период цветения и после его окончания.

Видео о посадке и пересадке лиии:

Джем из яблок

Джем – один из самых легких и удобных способов заготовить на зиму ягоды и фрукты. Раньше на зиму я запасалась исключительно вареньем, все остальные сладости – разные конфитюры, джемы, повидло – всегда можно было купить в магазине. Сейчас купить, конечно, тоже можно, но цены нынче уж больно «кусаются», а домашнее, как ни крути, получается вкуснее и полезней. А если свой огород имеется, так ещё и экономней. Мы сейчас всем семейством активно пристраиваем богатый урожай яблок, посему сегодня предлагаю приготовить джем из яблок в домашних условиях. Очень простой рецепт. От прочих отличается тем, что здесь совершенно не важно, какой сорт яблок вы выберете – джем все равно получится очень густой, с правильной, желеобразной консистенцией. Секрет в активном кипении и в том, что при варке в джем добавляется очень насыщенный яблочный отвар, приготовленный из самой богатой пектином части яблок – кожуры и сердцевины. Именно пектин придает джему особую глянцевость и желейность. Рецепт классический, без каких-либо добавок. Для приготовления используется только сахар, яблоки и вода (для отвара). Варится джем быстро – буквально 30 мин., и, несмотря на добавление жидкости, получается очень густой, с ярким, насыщенным вкусом и ароматом. Идеально подходит для выпечки или приготовления бутербродов.

  • яблоки (у меня кисло-сладкие) – 1 кг,
  • сахар – 500 г,
  • вода – 500 мл.
  • Выход – 700-800 г готового яблочного джема.

Как приготовить простой джем из яблок

Яблоки тщательно моем, обсушиваем (я быстренько протираю их вафельным полотенцем) и очищаем: максимально тонко срезаем кожуру, вырезаем сердцевину с семенами. Очищенные яблоки взвешиваем – нам нужен 1 кг.

Теперь все очистки складываем в кастрюльку и заливаем их водой, холодной или горячей – не важно, я заливала кипятком из чайника. Кастрюльку ставим на плиту и кипятим содержимое, не закрывая крышку, минут 15.

За это время очищенные яблоки нарезаем некрупными кусочками. У меня были некрупные яблоки (около 100-120 г каждое), при очистке я резала их четвертинками. Затем разрезала каждую четвертинку на три части вдоль и на четыре кусочка поперек.

Далее порезанные яблоки выкладываем в емкость, где будет вариться джем. Засыпаем их сахаром и, прикрыв крышкой, чтобы ничего не просыпалось, сильно встряхиваем емкость несколько раз. Это нужно, чтобы сахар равномерно покрыл яблочные кусочки.

Тем временем готов наш яблочный отвар. Процеживаем его и выливаем в кастрюльку к яблокам. У меня получился полный стакан отвара, по цвету напоминающего клюквенный кисель (поскольку яблоки были красные), если у вас будет больше – выливайте все.

Как только влили яблочный отвар – ставим кастрюлю на плиту и увариваем джем сначала на сильном нагреве. Нагрев не нужно убавлять, даже когда джем начнет очень сильно булькать. В процессе варки обязательно снимаем пенку и часто помешиваем, чтобы ничего не пригорело.

Чем дольше варится джем, тем мягче и прозрачней становятся яблочные дольки. Уже минут через 15 вы заметите, что яблоки практически полностью разварились, а цвет джема стал однородным. Осталось только уварить его до нужной густоты – и готово! Чтобы довести джем до нужной густоты достаточно проварить его 30, максимум – 40 мин. Готовность можно проверить так: выложить на тарелку ложечку джема, выждать секунд 30 и провести ложечкой посередине – если полоска от ложки остается, джем готов. При желании, можно довести его до однородности блендером. Я решила оставить так, чтобы ощущались кусочки.

По поводу добавления в джем лимонного сока (кислоты) или ароматизаторов (корица, ванилин, имбирь и т.п.). Если нравится вкус джема с добавками – смело кладите. Если устраивает «чистый» вкус – не добавляйте ничего. Я не стала добавлять даже лимонного сока, на мой вкус, джем подучился совсем не приторный, яблочной кислинки ему вполне хватило.

Горячий джем раскладываем по заранее простерилизованным сухим банкам, закрываем крышками, проверяем на герметичность (перевернув банки на крышки) и, если ничего не подтекает, после остывания, храним в прохладном месте.

Что делать с лилией на зиму

Упоминания и явления

Ветхий Завет

Как правило, в Ветхом Завете имена ангелов не фигурируют, однако имя ангела Михаила упомянуто несколько раз в конце Книги пророка Даниила:
«Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских» (Дан.10:13).

«Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего» (Дан.10:21).

А также в пророчестве о Страшном Суде и роли в нём архангела Михаила:
« И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге.» (Дан.12:1)

Христианская традиция также отождествляет с действиями архангела Михаила следующие упоминания ангелов, не названных по имени:
— явление Валааму: «и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему» (Чис.22:22);
— явление Иисусу Навину: «и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч» и далее он называется Вождь воинства Господня (Нав.5:13-15);
— уничтожение 185 тысяч воинов ассирийского царя Сеннахирима (Цар.19:35);
— спасение трех отроков в пещи огненной: «благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих» (Дан.3:95).

В ветхозаветном апокрифе Книга Еноха Енох, сын Иареда, был вознесён к престолу Бога:
…сказал Господь слугам своим, вглядываясь в них: «Пусть приблизится Енох, чтобы стоять пред ликом Моим вовеки». И поклонились ангелы господни и молвили: «Пусть приблизится он по слову Твоему». И сказал Господь Михаилу: «Приступи и совлеки с Еноха земные ризы, и помажь его благим мирром Моим, и облачи его в ризы славы Моей». И Михаил сделал так, как повелел ему Господь: помазал меня и облачил.
В одном из кумранских свитков «Война сынов света против сынов тьмы» Михаил описывается как предводитель света, ведущий божьи силы против темноты зла, возглавляемой Велиалом.

Новый Завет

В Соборном послании Иуды рассказывается: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: „да запретит тебе Господь“» (Иуд.1:9). Апостол заимствует свой рассказ из «Сказания о споре Архангела Михаила с диаволом о теле Моисея» в котором сообщается, что дьявол пытался доказать свою власть над телом Моисея за убийство им египтянина. По свидетельству Климента Александрийского, Оригена и Афанасия Великого эта сказание содержалось в христианском апокрифе «Восхождени или Вознесение Моисея».Однако данная история известна и из иудейского апокрифа «Успение Моисея».

В Откровении Иоанна Богослова повествуется о небесной битве архангела Михаила и его ангелов с семиглавым и десятирогим драконом, преследовавшем Жену, облечённую в солнце, и её младенца:
«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали (против них), но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр.12:7-9)
Это указание на роль Михаила в битве добра и зла повлияло на многие эсхатологические христианские труды. Религиозная традиция стала приписывать Михаилу не только победу над сатаной, но и роль судьи на Страшном суде на который он призовёт души трубным.
Тема архангела Михаила, взвешивающего на Страшном суде души грешников, стала традиционным мотивом иконографии Страшного суда, а сам Михаил приобрёл роль покровителя умерших. Это представление о Михаиле нашло своё отражение и в его гимнографии: «Святой Архангел Михаил, защити нас в борьбе, не дай нам погибнуть на страшном суде».

В коптской гомилии об архангеле Михаиле (X век) приводится подробный рассказ о том, как Михаил будет принимать участие в Страшном суде: он призовёт трубным гласом мёртвых из могил, будет плакать о судьбе грешников и Иисус Христос по его молитвам простит их.
Образ архангела Михаила присутствует во многих христианских апокрифах:

«Евангелие от Никодима» (IV век) сообщает, что Михаилу Иисус Христос после сошествия в ад вверил души томившихся в нём праведников, чтобы отвести их в рай.

«Откровение Павла» (конец IV века) приписывает Михаилу совершение ритуального омовения душ покаявшихся умерших перед тем как они входят в Небесный Иерусалим:
И сказал я архангелу: «Что сие, господин мой?» И говорит он мне: «Сие есть Ахеронтово озеро, внутри же его — град Божий. Не всем дозволено войти в этот град, разве только покаявшись в грехах своих. Когда же человек покаялся и преставился от жизни, предается он Михаилу, и бросают его в Ахеронтово озеро, и уж затем приносит его оно ко граду Божию в соседство к праведникам».

«Хождение Богородицы по мукам» (X век) представляет Михаила как проводника Девы Марии по аду, который показывает и объясняет ей причины мучений грешников. В начале апокрифа приводятся хайретизмы по подобию акафиста в которых Богородица так обращается к Михаилу:
Радуйся, архистратиг Михаил, слуга незримого Отца, радуйся, архистратиг Михаил, собеседник Сына Моего, радуйся, архистратиг Михаил, слава шестикрылых, радуйся, архистратиг Михаил, правящий всеми и у престола Господа стоящий по достоинству, радуйся, архистратиг Михаил, имеющий вострубить и пробудить от века почивших, радуйся, архистратиг Михаил, первый из всех вплоть до престола Божия.

«Апокрифическое Отровение Иоанна Богослова» рассказывает, что архангелы Михаил и Гаврил по указанию Бога вострубят в рога бараньи и «от гласа трубы той сотрясется вся земля, как предрекал пророк: И от гласа воробьиного восстанет всякая трава, — то есть от гласа архангела восстанет всякое естество человеческое». Таким образом архангелы призовут людей на Страшный суд.

В христианстве

В православии архангел Михаил именуется архистратиг и выступает главой святого воинства ангелов, стоящих на страже Божьего закона, этот образ присутствует уже начиная с апостольских времён (см. упоминание о споре Михаила о теле Моисеевом — Иуд.1:9). Следуя этой традиции, в Великих четьях-минеях митрополит Макарий пишет: «Бог поставил как некое всесильное оружие и сохранение Михаила архистратига против силы дьявола». В этом образе Михаил почитается, как покровитель и соратник «воинствующей Церкви», то есть всех верных Богу, выступающих против сил зла.
Михаил, исходя из приписываемой ему роли на Страшном суде, стал почитаться, как защитник душ умерших. Ему были вверены Богом души Авраама и Богородицы при перенесении их на небо.

К архангелу Михаилу также обращаются с молитвами об исцелении. Это связано с указанным выше почитанием Михаила Архангела как победителя злых духов, которые в христианстве считались источником болезней. Во многих местах Малой Азии существуют целебные источники, посвящённые святому Михаилу. В Константинополе святой Михаил также почитался как великий небесный исцелитель и его главная святыня — Михалион, находился примерно в 80 км. от столицы Византийской империи (в этом месте он по преданию явился императору Константину).

Коптские христиане посвятили святому Михаилу главную реку Египта — Нил. Копты приняли византийскую традицию празднования в честь архангела Михаила, но перенесли его дату на 12 ноября. Также 12-го числа каждого месяца в Коптской церкви совершается специальная служба в воспоминание святого Михаила, а 12 июня, когда Нил выходит из берегов, был установлен праздник в честь святого Михаила и в благодарность за разлив реки.

В христианстве принято считать, что вооруженным мечом херувимом у врат рая был архангел Михаил. В частности, этот сюжет включается в его житийных клеймах в православных иконах. На ряде икон нимб архангела Михаила состоит из растительного орнамента, что символично указывает на то, что он небесный страж, стоящий у врат рая. Об этом свидетельствует и средневековый сборник чудес архангела Михаила «Пандолеонта диакона и хартофилака великиа церкве сказание чудес превеликого и преславного Михаила, Архистратига»:
«И такового и божественного Архистратига Михаила… постави оттоле нам избранным христианам великого предстателя и Спаса»

Что делать с лилией на зиму

э-э-э-э», — качал головой тунгус, ни слова, кажется, не понимавший по-русски. «Что, ему не нравится?» — тихо спрашивали гости. «Нет, кажется, это у них похвала», — мотала волосами Агния, боявшаяся, что тунгус ее сглазит. Гости засматривались на Агнию и приглашали ее продолжить вечер в другом месте. Естественно, все это обилие народу было Нине неприятно. Но самое неприятное было то, что каждый божий день, когда ни забежишь — днем ли, вечером ли после дежурства, — в дворницкой сидело, пило чай и откровенно любовалось Гришиной мягкой бородой убогое существо не толще вилки — черная юбка до пят, пластмассовый гребень в тусклых волосах, — некто Лизавета. Конечно, никакого романа у Гришуни с этой унылой тлей быть не могло. Посмотреть только, как она, выпростав из рукава красную костлявую руку, неуверенно тянулась за каменным, сто лет провалявшимся пряником — будто ждала, что ее сейчас стукнут, а пряник отберут. И щек у нее было меньше, чем требуется человеку, и челюстей больше, и нос хрящеватый, и вообще было в ней что-то от рыбы — черной, тусклой глубоководной рыбы, ползающей по дну в непроглядном мраке и не смеющей подняться выше, в светлые солнечные слои, где резвятся лазурные и алые породы жителей отмелей. Нет, какой уж тут роман. Но Гришуня, блаженненький, смотрел на этот человеческий остов с удовольствием, читал ей стихи, подвывая и приседая на рифмах, и после, сам расчувствовавшись от собственного творчества, сильно, со слезой мигал и отворачивался, поглядывая на потолок, чтобы слезы втекли обратно, а Лизавета трясла головой, изображая потрясение всего организма, сморкалась и имитировала детские прерывистые вздохи, будто тоже после обильных рыданий. Нет, это Нине было крайне неприятно. От Лизаветы нужно было избавляться. А Гришуне нравилось это наглое поклонение; да ему, неразборчивому, все нравилось на этом свете: и утреннее махание лопатой по рыхлому снежку, и житье в зале с камином, заваленным трухой, и то, что первый этаж и дверь отворена — заходи любой, — и толчея, и шастанье туда-сюда, и лужа от натекшего снега в сенях, и все эти девочки и мальчики, актеры и старики, и бесхозная Агния, добрейшее якобы существо, и неизвестно зачем приходящий тунгус, и все эти юродивые, признанные и непризнанные, гении и отверженные, и обглоданная Лизавета, и — для круглого счета — заодно и Нина. У посетителей флигелька Лизавета считалась художницей, и действительно, ее выставляли на второсортных выставках, а Гришуня вдохновлялся ее темной мазней и сочинил соответствующий цикл стихов. Чтобы изготовить свои полотна, Лизавета, как африканский колдун, должна была привести себя в необузданную ярость, и тогда в ее тусклых глазах зажигался огонь, и с криками, хрипами, с каким-то грязным гневом она накидывалась и месила кулаками на холсте голубые, черные, желтые краски и тут же расцарапывала ногтями непросохшую масляную кашу. Направление называлось — когтизм, страшное было зрелище. Правда, получались какие-то подводные растения, звезды, висящие в небе замки, что-то ползучее и летучее одновременно. «А почему нельзя спокойнее?» — шептала Гри-шуне Нина, наблюдавшая как-то сеанс когтизма. «Ну вот, стало быть, нельзя, — шептал дорогой Гришуня, дыша сладкими ирисками, — это вдохновение, это дух, что ты поделаешь, он же бродит где хочет». — И глаза его светились лаской и почтением к бесноватой пачкунье. Лизаветины костлявые руки расцветали язвами от ядовитых красок, и такими же язвами покрывалось Нинино ревнивое сердце, прибитое гвоздями над Гришиным изголовьем. Не хотела она пользоваться Гришей на общих основаниях; ей и только ей должны были принадлежать голубые очи и прозрачная борода красавца-дворника. О, если бы она могла стать не случайной, зыбкой подругой, а полновластной хозяйкой, положить Гришуню в сундук, пересыпать нафталином, укрыть холщовой тряпочкой, захлопнуть крышку и усесться сверху, подергивая замки: прочны ли? О, тогда — все, что угодно, тогда пусть Лизавета. Пусть она живет и когтит свои картины, пусть хоть зубами их грызет, хоть на голову встанет и так и стоит нервным столбом, принаряженная, с оранжевым бантом в тусклых волосах, на ежегодных выставках у своих варварских полотен, краснорукая, краснолицая, вспотевшая и готовая заплакать от обиды или счастья, пока в углу на шатком столике, прикрывшись ладошками от любопытных, граждане пишут в богатый красный фолиант неизвестный до поры отзыв: может быть, «безобразие», или «великолепно», или «куда смотрит администрация», или же что-нибудь слюнявое, вычурное за подписью группы провинциальных библиотекарш — как их якобы пронзило насквозь святое и вечное искусство. О, вырвать Гришу из тлетворной среды, обчистить с него прилипших, как ракушки к днищу корабля, посторонних женщин, вытащить из бурного моря, перевернуть, просмолить, проконопатить, водрузить на подпорки в тихое, спокойное место! А он, беспечный, готовый повиснуть на шее у любой уличной собаки, пригреть любого антисанитарного бродягу, тратил себя на толпу, разбрасывал себя пригоршнями; простая душа, брал авоську, нагружал ее простоквашей и сметаной и шел навещать заболевшую Лизавету, и приходилось идти с ним, и, боже мой, что за берлога, что за комната, желтая, жуткая, заросшая грязью, слепая, без окон! И еле различимая на железной койке под военным одеялом Лизавета, блаженно наполняющая черный рот белой сметаной, и Лизаветина испуганная, толстая, непохожая дочь над школьными тетрадками, такая, будто Лизавета скрестилась во время оно с сенбернаром. «Ну как ты тут вообще?» — спрашивал Гришуня. И Лизавета шевелилась у желтой стены: «Ничего». «Тебе нужно что-нибудь?» — навязывался Гришуня. И железная койка скрипела: «Настя все сделает». «Ну, учись», — топтался поэт, гладя толстую Настю по голове, и пятился в коридор, а обессиленная Лизавета уже спала, и спало в ее рту не проглоченное озеро простокваши. «Нам бы надо с ней, это. объединиться, — неопределенно показывал руками Гришуня и отводил глаза. — Видишь, какие трудности с жильем. Она из Тотемы, снимает чулан, а ведь какой талант, а? И дочка у нее очень к искусству тянется. Она лепит хорошо, а кто ее в Тотьме учить будет». — «Мы с тобой женимся, я твоя», — строго напомнила Нина. «Да, конечно, я забыл», —извинился Гришуня. Мягкий был человек, только дурь в голове. Уничтожить Лизавету было так же трудно, как перерезать яблочного червя-проволочника. Когда ее пришли штрафовать за нарушение паспортного режима, она уже ютилась в другом месте, и Нина посылала отряды туда. Лизавета пряталась в подвалах — Нина затопляла подвалы; она ночевала в сараях — Нина сносила сараи; наконец Лизавета сошла на нет и стала тенью. Семь пар железных сапог истоптала Нина по паспортным столам и отделениям милиции, семь железных посохов изломала о Лизаветину спину, семь кило железных пряников изгрызла в ненавистной дворницкой — надо было играть свадьбу. Уже редела пестрая компания, уже приятная тишина стояла вечерами во флигеле, уже с уважением стучал в дверь случайный смельчак и тщательно, сразу жалея, что пришел, вытирал ноги под Нининым взглядом. Недолго оставалось Гришуне уродоваться с лопатой и зарывать свой талант в сугробы, он переезжал к Нине, где его ждал прочный, просторный письменный стол, покрытый оргстеклом, слева на столе — вазочка с двумя прутиками вербы, справа — в рамке с откляченным хвостом улыбалась Нинина фотокарточка, так сказать, «твое лицо в его простой оправе». И улыбка ее обещала, что все будет хорошо, сытно, тепло и чисто, что Нина сама сходит к товарищу Макушкину, чтобы решить наконец затянувшийся вопрос со сборником, она попросит товарища Макушкина внимательно просмотреть материалы, дать советы, кое-что подправить, нарезать вязкий торт Гришиного творчества на съедобные порционные пирожные. Нина разрешила Гришуне в последний раз проститься с друзьями, и на прощальный ужин повалили неисчислимые полчища — девочки и уроды, старики и ювелиры, и пришли, выворачивая ноги, трое балетных юношей с женскими очами, и приполз хромой на костылях, и привели слепого, и мелькнула тень Лизаветы, почти уже бесплотная, а толпа все прибывала, жужжала и неслась, как мусор из пылесоса, пущенного в обратную сторону, и расползались какие-то бородачи, и стены флигеля раздвигались под людским напором, и были крики, плач и кликушество. Били посуду. Балетные юноши уволокли истерическую Агнию, прищемив ей волосы в дверях, тень Лизаветы изгрызла себе руки и валялась на полу, требуя, чтобы ее затоптали, — просьбу уважили; дьякон увел тунгуса в уголок и расспрашивал его знаками, какая у них вера, и тунгус отвечал, тоже знаками, что вера у них самая хорошая. А Гриша бился фарфоровым лбом об стену и кричал, что ладно, он умрет, но после смерти, вот увидите, — снова вернется к друзьям и уже больше никогда с ними не расстанется. И дьякон не одобрял такие речи. И Нина тоже не одобряла. А к утру вся нечисть сгинула, и Нина, уложив Гришуню в такси, отвезла его в свой хрустальный дворец. . Ах, знаете, некому написать портрет любимого человека, когда он, протирая заспанные голубые очи и выпростав из-под одеяла молодую мохнатую ногу, зевает во всю ширь! И смотришь на него как завороженная, и все-то в нем твое, твое: и изъян в зубном ряду, и проплешина, и чудесная бородавка! И чувствуешь себя королевой, и люди расступаются, и коллеги почтительно кивают, и Аркадий Борисыч вежливо подает руку, обернутую и стерильную бумажку. Хорошо было врачевать доверчивых больных, хорошо нести домой полные сумки вкуснятины, хорошо было вечером проверять, как заботливая сестра, что написал Гришуня за день. Только вот слабенький он был, много плакал, и не хотел кушать, и не хотел писать ровненько на чистой бумаге, а все подбирал по старой привычке тючки да сигаретные коробки и чертил каракульки, а то просто рисовал загогулины и закорючки. И сочинял про желтую-желтую дорогу, все про желтую дорогу, а над дорогой — белая звезда. Нина качала головой: «Подумай, солнышко, такие стихи нельзя нести товарищу Макушкину, а ты должен думать о сборнике, мы живем в реальном мире». Но он не слушал и все писал про звезду и дорогу, и Нина кричала: «Ты меня понял, солнышко?! Не смей такое сочинять!» И он пугался и дергал головой, и Нина, смягчившись, говорила: «Ну-ну-ну», — и, уложив его в постель, поила мятой и липой, поила адонисом и пустырником, а он, неблагодарный, плакал без слез и придумывал оскорбительные для Нины стихи о том, что пустырник, мол, пророс в его сердце, и заглох его сад, и выжжены леса, и какой-то ворон склевывает, дескать, последнюю звезду с умолкшего небосклона, и будто он, Гришуня, в какой-то неопределенной избе толкает и толкает примерзшую дверь, но не выйти, и только стук красных каблуков вдалеке. «Чьи же это каблуки? — потрясала Нина листком. — Вот просто интересно знать: чьи это каблуки?!» — «Ничего ты не понимаешь», — вырывал бумагу Гришуня. «Нет, я все прекрасно понимаю, — с горечью отвечала Нина, — и просто хочу знать, чьи это каблуки и где они стучат?» — «А-а-а-а-а. Да они у меня в голове стучат. » — орал Гришуня, накрываясь одеялом с голо вой, а Нина шла в уборную, рвала стихи и обрушивала их в водяную преисподнюю, в маленькую домашнюю Ниагару. Раз в неделю она проверяла его письменный стол и выбрасывала те стихи, которые женатому человеку сочинять неприлично. И порой ночью они поднимала его на допрос: пишет ли он для товарища Макушкина или отлынивает? И он закрывался руками, не в силах вынести яркого света ее беспощадной правды. Так они худо-бедно прожили два года, но он, хотя и окруженный всяческой заботой, не ценил ее любви и совсем перестал стараться. Бродил по квартире и бормотал, бормотал, что вот он умрет, и завалят его землей, глиняными кладбищенскими пластами, и мелкое золото березовых копеечеками, милостыней осыплется на могильный холм, и сгниет под осенними дождями деревянный крест или фанерная пирамидка — что уж там не жалко будет над ним поставить, — и все-то его позабудут, и никто не придет, только праздный прохожий минутку помучается, вычитая четырехзначные числа, — он сбивался со стихов на тяжкий, сырой, как еловьи дрова, верлибр или на ритмичную, заунывную прозу, и вместо чистого пламени из злокачественных строк валил такой белый удушливый дым, что Нина надсадно кашляла, махала руками и кричала, задыхаясь: «Да прекрати же ты сочинять. » Потом добрые люди рассказали ей, что Гришуня хочет вернуться во флигель, что он ходил к новой, плитой на его место дворничихе — толстой бабе — и торговался с ней, за сколько она уступит ему его прежнюю жизнь, и баба вступила в переговоры. У Нины были связи в горздраве, и она намекнула там, что вот прекрасное трехэтажное здание в центре, можно занять под учреждение, они же как раз искали. Они благодарили ее там, в горздраве, им это подходило, и очень скоро дворницкой не стало, камин сломали, и один из медицинских институтов разместил во флигеле свои кафедры. Гриша замолчал и недели две ходил тихий и послушный. А потом даже повеселел, пел в ванной, смеялся, только совсем ничего не ел и все время подходил к зеркалу и себя ощупывал. «Что это ты такой веселый?» — допрашивала Нина. Он открыл и показал ей паспорт, где голубое поле было припечатано толстым лиловым штампом: «Захоронению не подлежит». «Что это такое?» — испугалась Нина. А Гришуня опять смеялся и сказал, что продал свой скелет за шестьдесят рублей Академии наук, что он свой прах переживет и тленья убежит, что он не будет, как опасался, лежать в сырой земле, а будет стоять среди людей в чистом, теплом зале, прошнурованный и пронумерованный, и студенты — веселый народ — будут хлопать его по плечу, щелкать но лбу и угощать папироской; вот как он хорошо псе придумал. И больше ничего не рассказал в ответ на Нинины крики, а предложил лечь спать, но только пусть она учтет, что отныне она обнимает государственную собственность и несет материальную ответственность перед лицом закона на сумму шестьдесят рублей двадцать пять копеек. И вот с этого момента, говорила потом Нина, любовь их как-то пошла наперекосяк, потому что не могла же она пылать полноценной страстью к общественному достоянию и целовать академический инвентарь. Ничто в нем больше ей не принадлежало. И подумайте, какие чувства должна была пережить она, прекрасная, обычная женщина, врач, безусловно заслужившая, как и все, свой ломтик в жизни, — женщина, боровшаяся, как нас всех учили, за личное счастье, обретшая, можно сказать, свое право в борьбе? Но, несмотря на все горе, что он ей причинил, все-таки у нее осталось, говорила она, очень светлое чувство. А если любовь получилась не такая, как мечталось, то уж не Нина в том виновата. Виновата жизнь. И после его смерти она очень переживала, и подруги ей сочувствовали, и на работе пошли навстречу и дали десять дней за свой счет. И когда все процедуры были позади, Нина ездила по гостям и рассказывала, что Гриша теперь стоит во флигельке как учебное пособие, и ему прибили инвентарный номер, и она уже ходила смотреть. Ночью он в шкафу, а так все время с людьми. И еще Нина говорила, что сначала очень рас: страивалась из-за всего, но потом ничего, успокоилась, после того как одна женщина, тоже очень симпатичная и у которой тоже муж умер, рассказала ей, что она, например, в общем-то, даже довольна. Дело в том, что у этой женщины двухкомнатная квартира, а она всегда хотела одну комнату оформить в русском стиле, так, чтобы посредине только стол и больше ничего, а по бокам все лавки, лавки, совсем простые, неструганые. И стены все увешать всякими там лаптями, иконами, серпами, прялками — ну, всем таким. И вот теперь, когда у нее одна комната -освободилась, эта женщина будто так и сделала, и это у нее столовая, и гости очень хвалят.

ЛЮБИШЬ — НЕ ЛЮБИШЬ

«НА ЗОЛОТОМ КРЫЛЬЦЕ СИДЕЛИ. «

Популярность: 287, Last-modified: Tue, 21 Oct 2003 06:36:18 GMT

Размножение лилий — четыре основных способа

Здравствуйте, дорогие читатели!

Как я и обещала, в этой статье хочу предложить вам ознакомиться с несколькими самыми распространенными способами размножения лилий. Лилии можно размножать как семенами, так и вегетативно.

Размножение лилий семенами более сложное и хлопотное, его обычно используют селекционеры при выведении новых сортов.

А среди цветоводов-любителей более распространенны вегетативные способы размножения. Давайте же их рассмотрим.

Первый способ — луковицами

Данный способ является самым простым и им могут размножаться все виды и сорта лилий . Единственный его недостаток — это низкий коэффициент размножения.

Через 3-4 года после посадки под землей образуется целое «гнездо» из 4-6 луковиц, которое мы выкапываем, разделяем и сажаем каждую луковицу отдельно. Количество образовавшихся луковиц можно легко определить по количеству стеблей.

Самое оптимальное время для размножения луковицами — это осень. Но при необходимости возможно провести разделение и пересадку и весной. Только обратите внимание на то, что высота растений при этом должна быть не более 5-10 см, иначе они будут плохо приживаться.

Посаженные крупные луковицы зацветут уже в год пересадки, так как в них уже с осени заложены цветочные бутоны. Мелкие же луковицы — только на следующий год.

Высаживать луковицы лучше всего сразу после выкопки. Если же у вас нет возможности сразу посадить луковицы на постоянное место, то чтобы не допустить подсушивания корней необходимо их временно прикопать в увлажненную почву или же пересыпать влажным субстратом (торфом,песком).

Второй способ — луковичками-детками

У основания стебля лилии образуются луковички-детки, количество которых зависит от того насколько глубоко посажена сама луковица. Само собой разумеется, что чем глубже посадка, тем количество образовавшихся деток больше.

Большую часть сортов лилий можно легко размножить стеблевыми луковичками-детками.

Чтобы при данном способе увеличить коэффициент размножения, рекомендую применить декапитацию или, иными словами, удаление бутонов. Декапитация приведет к увеличению самой луковицы и образованию деток.

А можно поступить еще более радикально: стебель с надлуковичными корнями после декапитации осторожно отделяем от луковицы, сажаем его в тени и обильно поливаем. И на подземной части стебля уже к осени у нас образуется очень крупная детка.

Третий способ — чешуйками луковиц

Каждая чешуйка луковицы лилии способна образовывать у своего основания новые луковички. На этих свойствах и основан третий способ размножения лилий.

Это способ с самым большим коэффициентом размножения, так как на каждой чешуйке формируется от 1 до 3-4 луковичек, а значит от 1 взрослой луковицы есть возможность получить 15-150 новых растений.

По времени это занимает 2-3 года — это период от момента отделения чешуек до развития взрослого растения. Размножать лилии этим способом можно в течение всего года, но все же лучшее время для этого весна (начало вегетации) и осень — период выкопки и пересадки и даже позже, до замерзания почвы.

Так каковы же наши действия при данном способе размножения:

  1. Выкопанную луковицу промываем, нажатием пальцев отделяем у основания чешуйки. Для размножения берем от 1/3 до ½ части луковицы, так как внешние чешуйки более продуктивные. Оставшуюся же центральную часть луковицы можно высадить в грунт.
  2. Для размножения выбираем здоровые крупные чешуйки и без пятен.
  3. Затем чешуйки тщательно промываем в воде и выдерживаем в темно-розовом растворе марганцовки или растворе любого фунгицида в течение 20-30 минут.
  4. Для того чтобы повысить коэффициент размножения можно дополнительно еще выдержать чешуйки в растворе циркона, эпина или янтарной кислоты в течение 12-16 часов.
  5. Далее чешуйки слегка подсушиваем и помещаем в небольшие полиэтиленовые пакеты, пересыпав их субстратом (перлит, мох-сфагнум) или песком. Можно даже и просто положить чешуйки в пакеты ничем не пересыпая.
  6. Плотно завязываем пакеты с чешуйками и кладем их на хранение в темное место на 6-7 недель. Температура при этом должна быть 22-23 о С.
  7. После этого еще 4 недели при хранении необходимо поддерживать температуру 17-18 о С.
  8. Чешуйки с появившимися у основания маленькими луковичками теперь готовы к посадке. Если сразу нет возможности высадить, то до посадки храним их при температуре 4 о С.
  9. Те чешуйки, которые мы снимали осенью, будут готовы к посадке в ящики в теплице или же в другом светлом помещении в феврале-марте. А затем рассаду высаживаем в мае-июне в грунт.
  10. Если же мы занимались размножением весной, то луковички вместе с чешуйками можно сразу высаживать в открытый грунт.

При размножении лилий чешуйками уже на 2-й год после посадки около 50% растений зацветает.

Четвертый способ — бульбочками

Еще одним хорошим материалом для размножения являются воздушные луковички-бульбочки, которые развиваются в пазухах листьев у некоторых лилий (особенно азиатских гибридов).

Эффективность размножения почколуковичками (бульбочками), а также их количество и размер зависят от ряда условий, таких как:

  • особенностей конкретного сорта лилий, например, сорта Аэлита, Калинка, Розовая Дымка могут формировать большое количество крупных бульбочек, а сорта Морская Пена, Осенняя Песня, Полюшко дают совсем маленькое количество мелких бульбочек;
  • возраста растения, чем моложе растение, тем больше образуется почколуковичек;
  • обилия цветения;
  • климатических условий при выращивании, например, больше бульбочек формируется сырым летом, а у некоторых сортов лилий они образуются только в том случае, если влажная погода стоит довольно долго;
  • применяемой агротехники, например, с помощью декапитации можно добиться появления почколуковичек даже у некоторых небульбоносных сортов, а также увеличить их количество и размеры у бульбоносных (большего эффекта мы добьемся если бутоны удалим в самом начале их образования).

Обычно бульбочки образуются в конце цветения, а когда их формирование заканчивается, они осыпаются на землю. Вот в это время и надо их собирать для посева.

Высевать бульбочки можно сразу в открытый грунт или же в ящики и горшки. Если вы хотите провести посадку в горшки, то наполните их до краев субстратом, затем немного уплотните его до уровня на 1 см ниже края горшка и высадите бульбочки, слегка вдавливая, на поверхность субстрата и присыпьте их песком вровень с краями горшка.

Расстояние между посаженными почколуковичками должно быть около 2-3 см. Посаженные таким образом бульбочки до следующей осени необходимо перенести в холодный парник.

В открытый грунт бульбочки следует высевать на расстоянии 5-6 см друг от друга в бороздки глубиной 2-3 см. Оптимальное расстояние между бороздками около 20-25 см.

Существует еще несколько способов размножения лилий (стеблевыми и листовыми черенками), но данные четыре способа самые распространенные и, как мне кажется, самые легковыполняемые и доступные для нас цветоводов-любителей.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о