Будет ли работать цепь 4 изображенная на с 95 учебника



Содержание страницы

Учебник Математика 4 класс Аргинская часть 1

. Он обозначает приближённо равно. Прочитай записи. 874 « 870 874 « 900 874 « 1 000 Масса слона « 4 тонны. Глубина озера « 30 метров. 3) Что обозначают записи: Р

8 м; б’« 654 км^; ш«5 кг. Какие величины из заданий N° 45, 64, 127 можно записать с помощью знака приближённого равенства? Запиши эти равенства. 65 • 7 396 • 2 89 • 8 279 • 3 483 • 9 96 • 4 1) Раздели произведения на две группы. 68 • 8 127 • 4 2) Найди значения произведений. Сравни результаты. На какие другие группы можно разделить произведения? 3) Измени один множитель в некоторых произведениях так, чтобы все значения произведений стали трёхзначными. 85 1) Сравни фигуры. В чём их сходство и в чём различие? Что произойдёт с каждой фигурой, если их толкнуть? 2) Как можно изменить фигуры, чтобы признаков сходства стало больше? Найдите разные решения. •F 1) В чём сходство и в чём различие данных задач? а) Миша прочитал книгу за неделю. Какую часть книги он прочитывал в день, если каждый день он читал одинаковое число страниц? б) Миша начал читать книгу, в которой 140 страниц. В первый день он прочитал её седьмую часть. Сколько страниц он прочитал? 2) Реши задачи. 3) Сравни с задачами пункта 1 такую задачу. Миша начал читать книгу, в которой 140 стра- 5 ниц, и прочитал — всей книги. Сколько страниц он прочитал? 4) Какая из задач пункта 1 поможет решить новую задачу? Объясни свой выбор и реши задачу. 86 1) Какими числами, оканчивающимися одним нулём, можно заменить число 6328? Предложи несколько таких чисел. 2) Расположи данное число и все предложенные тобой числа в порядке возрастания. 3) Сравни свою последовательность с такой: 6310, 6320, 6328, 6330, 6340, 6350. 4) Подчеркни в ряду чисел из пункта 3 число, стоящее в натуральном ряду ближе остальных к числу 6 328. Какая цифра стоит в разряде единиц в подчёркнутом числе? 5) Если число 6 328 заменить говорят, что число округлили до десятков. 6 328 « 6 330 6) Округли числа до десятков. 381 1 754 90786 Сделай записи, используя знак приближённого равенства. числом 6 330, с точностью 7 562 т 1) Прочитай. Кузнецу принесли 5 обрывков цепи по 3 звена в каждом и поручили соединить их в одну цепь из пятнадцати звеньев. Кузнец выполнил заказ, расковав и заковав 4 звена. Как он это сделал? Опиши его решение и сделай рисунок. 2) Другой кузнец сказал, что заказ можно выполнить, расковав и заковав только 3 звена. Найди такое решение и опиши его. 87 1) Найди значения произведений столбиком. 470 • 350 2509 • 380 654-243 875-408 407 — 249 540 — 637 2) Составьте свои произведения многозначных чисел и предложите их одноклассникам. ^ 1) Прочитай задачу. Миша читает книгу, в которой 140 страниц, 5 и прочитал — всей книги. Сколько страниц ему осталось прочитать? 2) Решение какой задачи задания N° 170 поможет тебе ответить на вопрос данной задачи? 3) Реши задачу. 4) Найди другой способ решения задачи. 1) Марина и Никита взяли коробку, имеющую форму четырёхугольной призмы. 2) Они убедились с помощью угольника, что основанием коробки служит прямоугольник. А на чертеже? 3) Какие углы мы видим в основании изображения призмы? А в действительности? 4) Верно ли ответили ученики? Марина пояснила: «На изображении прямоугольной призмы основанием является четырёхугольник, но не прямоугольник. Благодаря этому видно, что это объёмное тело». 88 Никита ответил: «В действительности у данной прямоугольной призмы в основании все углы прямые. А на чертеже — два тупых и два острых угла». 5) Используя наблюдения Марины и Никиты изобрази прямоугольную призму. 4^^ 1) Округли числа с точностью до десятков. 8 754 32579 863 514392 Сделай соответствующие записи. 2) Как ты понимаешь, что значит округлить число с точностью до сотен? Округлить число с точностью до сотен -это значит заменить его ближайшим числом, у которого в разрядах единиц и десятков нули. 3) При округлении числа 782 с точностью до сотен Ира рассуждала так: «В натуральном ряду к числу 782 ближе остальных число 800. В этом числе целое число сотен, а в разрядах единиц и десятков — нули. Значит, 782

Будет ли работать цепь 4 изображенная на с 95 учебника

Решение данной системы уравнений показано в 3.1 при расчете цепи постоянного тока.

Составление системы уравнений по графу цепи

При анализе сложных цепей во избежание ошибок имеет смысл формализовать порядок составления уравнений Кирхгофа, выполняя его не по схеме цепи, а по ее упрощенному аналогу – топологическому графу.

Прежде уточним понятие ветви. Ветвью называют набор последовательно соединенных источников и приемников электрической энергии, имеющий два зажима для присоединения к другим участкам цепи. В качестве приемников рассматриваем лишь элементы r . Таким образом ветвь удобно рассматривать в виде обобщенного элемента цепи.

Различают ветви с источниками напряжения – тип 1 и ветви с источниками тока – тип 2. Ветвь первого типа на рис. 2.2,a содержит в общем случае m сопротивлений и n источников напряжений. Используя формулы (1.1) – (1.4), можно объединить элементы и перейти к канонической схеме, содержащей минимум элементов и представленной справа на рис. 2.2,а, где

Ветвь второго типа не содержит несколько источников тока, что отмечалось ранее, но может включать набор сопротивлений (рис. 2.2,б). Используя формулу (1.1), целесообразно перейти к канонической схеме, где

Очевидно, что сопротивление ветви второго типа определяется только бесконечно большим сопротивлением источника тока Jk , сопротивление других ветвей не изменяет значение тока в ней. Следовательно, каноническая ветвь данного типа содержит только один источник тока. Переход от реальной схемы электрической цепи к эквивалентной, где каждая ветвь заменена на каноническую, не изменяет значений токов в ветвях и напряжений между узлами.

Обратимся к законам электрической цепи в общей формулировке.

Первый закон Кирхгофа: алгебраическая сумма токов в ветвях, сходящихся в любом узле, или сечении равна нулю –

Под сечением понимают любую замкнутую поверхность, рассекающую схему электрической цепи на две части: внешнюю по отношению к поверхности и внутреннюю. Его изображают в виде следа замкнутой поверхности, охватывающей часть схемы, включающей один или несколько узлов. Сечение обобщает понятие узла.

Второй закон Кирхгофа: алгебраическая сумма напряжений для любого замкнутого контура равна нулю –

Уравнения равновесия цепи, определяемые формулами (2.4) и (2.5), являются тождественными равенствами, справедливыми для любого момента времени.

Число и вид уравнений, которые следует составить для полного описания физических процессов в цепи, в первую очередь для определения токов и напряжений, зависят от способа соединения ветвей цепи и от их типа. Структуру цепи, определяемую способом соединения ветвей, будем анализировать, абстрагируясь от содержания каждой ветви: вместо схемы цепи исследуют ее топологический граф. При изображении ветвей графа целесообразно различать, какой тип ветви она заменяет. В пособии принято первый тип ветви изображать ветвью графа в виде сплошной линии (прямой или кривой), а для ветви второго типа, в которой значение тока определяется самим источником тока, в виде пунктирной линии. Ветви графа N В и узлы N У нумеруют в соответствии с номeрами ветвей схемы и узлов исходной цепи. Ориентация ветвей графа также должна соответствовать выбранным направлениям токов и напряжений исходной цепи. Так для канонической ветви первого типа (рис. 2.2,а) ток и напряжение выбираются всегда совпадающими по направлению, соответственно с этим направлением ориентируется и ветвь графа. Если эта ветвь содержит только источник напряжения, то она называется вырожденной и ее ориентация в графе производится по напряжению источника и направляется против действия ЭДС. Для ветви второго типа ветвь графа ориентируется по направлению действия источника тока.

Анализ топологического графа начинается выделением ветвей дерева графа N Д и ветвей связи N С. Ветви дерева образуют связный подграф, объединяющий все узлы, но не создают ни одного замкнутого контура. Выбор ветвей дерева произволен, но в него не включаются ветви графа, замещающие источники тока.

Ветви связи являются дополнением к ветвям дерева. Присоединение очередной ветви связи к ветвям дерева образует замкнутый контур, который называется главным контуром. В дальнейшем ветви дерева отмечаем на графе двойной линией, ветви связи – одинарной.

Число независимых уравнений N1 , составленных по первому закону Кирхгофа, соответствует числу ветвей дерева N Д, т.е. определяется числом узлов без единицы:

Последний по номеру узел считается зависимым узлом, для него уравнение по первому закону Кирхгофа не составляется и в систему уравнений не включается. Правило знаков для токов в уравнениях (2.4), произвольно; будем полагать токи, приходящие в узел отрицательными, а выходящие из него – положительными.

Число уравнений N2 , которые следует добавить по второму закону Кирхгофа, определяется соотношением

где N Н =(N ВNJ) – число ветвей с неизвестными токами, NJ – число ветвей с известными источниками тока. Уравнения равновесия записываются для системы главных контуров. Каждый главный контур образуется присоединением очередной ветви связи к ветвям дерева. Правило обхода контура согласуется с направлением ветви связи, входящей в контур. В систему главных контуров не включают ветви, замещающие источники тока.

К системе, состоящей из N Н = (N1+ N2 ) добавляются уравнения, связывающие ток и напряжение в каждой отдельной ветви. Такие уравнения называются компонентными уравнениями, о них речь пойдет в следующем параграфе.

Изложенная методика позволяет составить правильную совместную систему уравнений для анализа цепей любой сложности.

2.2. Составить уравнения равновесия цепи (схема на рис. 2.3,a).

Исследуемая цепь включает шесть ветвей ( NB = 6), из них две ветви содержат источники тока J3 и J6 (NJ = 2). На топологическом графе эти ветви изображены пунктирными линиями (рис. 2.3,б), их ориентация совпадает с направлением тока в ветви. Остальные ветви цепи относятся к ветвям первого типа, на графе они представлены сплошными линиями-ветвями 1, 2, 4 и 5. Для ветвей 1, 4 и 5 ориентация ветвей графа выбирается произвольной и согласуется с условным положительным направлением токов и напряжений для соответствующих ветвей схемы. Вторая ветвь является вырожденной, содержащей только источник ЭДС E2 , ориентация этой ветви графа согласуется с направлением напряжения этого источника – против действия его ЭДС. Выбрав в качестве ветвей «дерева» графа ветви 1,2 и 5 ( N Д = 3) и выделив их двойными линиями, завершаем построение графа цепи. Узлы обозначаем: 1 , 2, 3 и 4; их на единицу больше числа ветвей «дерева»: ( N У = 4).

В соответствии с ранее изложенным, окончательно анализируем граф цепи. Число неизвестных токов: N Н = N ВNJ = 4. Число уравнений по первому закону Кирхгофа: N1 = N Д = N У — 1 = 3. Число уравнений по второму закону Кирхгофа: N2 = N ВNJN У + 1 = 1.

Уравнения по первому закону Кирхгофа составлены для узлов 1, 2 и 3. Узел 4 – зависимый и для него уравнение не составляется.

Уравнение по второму закону Кирхгофа составляем для единственного главного контура, который образуем присоединением ветви связи 4 к ветвям “дерева” 1, 2 и 5. Направление обхода контура согласуется с направлением ветви 4. Окончательно имеем систему из четырех уравнений –

Как считать на счетах


В данной статье вы прочитаете, как научиться правильно считать на русских счетах. Вероятно, многие молодые люди ни разу не видели живьем такой арифметический инструмент, как счеты. А кто и видел, скорее всего, не знает, что с помощью этого инструмента можно научиться быстро складывать, вычитать и даже умножать и делить достаточно большие числа. Конечно, сегодня это не так актуально. Но в рамках раздела, посвященного устному счету, думаю, многим будет интересно прочитать о таком популярном приспособлении, облегчающем устный счет, но не исключающим его полностью.

Описание

Знаменитые деревянные счеты, изображенные на рисунке ниже, повсеместно использовались в СССР первые две трети двадцатого века в основном для операций сложения и вычитания. Как же кассиры и бухгалтера пользовались этими русскими счетами? Давайте разберемся. Если же вы умеете пользоваться счетами, то можете перейти сразу к описанию более сложных операций.

В исходном положении в «обнуленных» счетах все костяшки выровнены по правому краю (как показано на рисунке). Каждый ряд костяшек представляет собой разряд числа, единицы находятся над четырьмя костяшками. Выше единиц – десятки, сотни и т.д., ниже – четверти, десятые и сотые. С таким раскладом удобно считать деньги, где в ходу есть четвертаки (например, 25 копеек). Черным цветом выделены центральные костяшки (для удобства).

Набор числа. Если мы хотим установить какое-нибудь число на счетах (для совершения с ним в дальнейшем арифметических действий), то необходимо просто передвинуть нужные костяшки налево. Например, для набора числа «3 251,5» передвигаем 2 четвертака (или 5 десятых), 1 единицу, 5 десяток, 2 сотни и 3 тысячи.

Но набор числа, это только начало. По-настоящему пользоваться деревянными счетами, значит совершать арифметические операции.

Сложение

Чтобы сложить на счетах два числа, нужно просто набрать костяшками одно число, а затем перенести налево каждый разряд второго числа, начиная с нижних рядов (именно с нижних!). Если вдруг выясняется, что костяшек в каком-то ряду не хватает, то в этом ряду нужно оставить столько костяшек, сколько не хватает, а на уровне выше перекинуть влево еще 1 костяшку. Чтобы лучше разобраться, как правильно складывать числа на счетах, смотрите пример ниже (987 + 134 = 1 121):

Вычитание

Вычитание на счетах производится точно таким же образом как сложение, сверху вниз. Только если костяшек в ряду не хватает, в этом ряду нужно оставить (10-x) костяшек, где x-число нехвативших костяшек, а в ряду выше нужно убрать одну костяшку (сдвинуть ее вправо). Ниже смотрите пример, как правильно считать разность на русских счетах (121 – 98 = 23):

Умножение

Умножение на счетах является не самым быстрым и простым. В некоторых случаях, гораздо проще воспользоваться навыками быстрого умножения в уме. Однако в рамках данной статьи приведены некоторые методики умножения на деревянных счетах. Для того, чтобы умножить число на 2 или на 3, нужно просто сложить данное число с собой (при умножении на 2), и повторить эту процедуру при умножении на 3. Умножение на 4 производится как умножение на 2 с последующим умножением на 2 полученного результата. Что касается умножения на 5, как вы можете убедиться из этого урока, оно равносильно делению на 2 и последующему умножению на 10. В этом случае, после деления на 2 вы просто переносите разряды (костяшки) на уровень выше. Умножение на большие числа осуществляется при помощи комбинации описанных методов.

Деление

Деление на русских счетах является достаточно сложной процедурой. Использовать для этого счеты иногда просто иррационально. Если пример удобный, допустим, необходимо разделить 280 на 2, тогда действительно, нужно просто из каждого ряда отодвинуть направо половину костяшек и тогда получится 140. Но иные примеры в большинстве своем требуют сложных алгоритмов и хорошего развития внимания и краткосрочной памяти.

Библиотека старых советских учебников по Физике

ФИЗИКА 6—7 КЛАСС

Назначение: УЧЕБНИК ДЛЯ 6—7 КЛАССОВ

Авторство: Александр Васильевич Пёрышкин, Надежда Александровна Родина

Формат: DjVu, Размер файла: 77.4 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Броуновское движение 17

11. Скорость движения молекул и температура тела 18

12. Взаимное притяжение и отталкивание молекул 19

13. Три состояния вещества 20

14. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов 22

Движение и силы 24

15. Механическое движение —

16. Равномерное и неравномерное движения 25

33. Единицы силы 50

Сила тяжести на других планетах 51

35. Сила — вектбрная величина 54

36. Сложение сил. Равнодействующая сил 55

37. Сложение двух сил, направленных по одной прямой —

38. Сила трения 57

39. Как измерить силу трения 58

40. Трение покоя 59

41. Трение в природе и технике 60

42. Силы взаимодействия молекул 62

43. Явление смачивания 63

45. Давление в природе и технике 66

46. Давление газа 68

47. От чего зависит давление газа 69

Давление жидкостей и газов (гидро- и аэростатика) 71

48. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. —

49. Гидравлическая машина 73

50. Гидравлический пресс 74

Пневматические машины и инструменты 77

51. Свободная поверхность жидкости 78

52. Давление в жидкости и газе 79

53. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда 80

54. Гидростатический парадокс.

Опыт Паскаля 83

Давление на дне морей и океанов. 85

Исследование морских глубин —

55. Сообщающиеся сосуды 87

56. Атмосферное давление 91

57. Существование воздушной оболочки Земли 92

58. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли 93

59. Барометр-анероид 96

60. Атмосферное давление на различных высотах 97

61. Манометры 99

62. Поршневой жидкостный насос 101

История открытия атмосферного давления 102

63. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело 104

64. Архимедова сила 105

Легенда об Архимеде 107

65. Плавание тел 108

66. Плавание судов 111

67. Воздухоплавание 113

Работа и мощность. Энергия 115

68. Механическая работа. Единицы работы —

69. Мощность. Единицы мощности 117

70. Простые механизмы 119

71. Рычаг. Равновесие сил на рычаге 121

72. Применение рычагов в технике и быту 124

73. Применение рычага в устройстве весов 126

74. Применение закона равновесия рычага к блоку 127

75. Равенство, работы при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики 128

76. Коэффициент полезного действия механизма 131

78. Потенциальная энергия 133

79. Кинетическая энергия 135

80. Превращение одного вида механической энергии в другой —

Энергия движущейся воды и ветра. Гидравлические и ветряные двигатели 137

Теплопередача и работа 139

81. Тепловое движение —

82. Превращение механической энергии во внутреннюю энергию 140

83. Внутренняя энергия 141

84. Способы изменения внутренней энергии тела 142

85. Теплопроводность 144

86. Конвекция 146

87. Примеры конвекции в природе и технике 148

88. Излучение 150

89. Примеры использования теплопередачи на практике 152

90. Количество теплоты 153

91. Единицы количества теплоты 155

92. Удельная теплоемкость 156

93. Расчет количества теплоты, сообщенного телу при его нагревании или выделяемого при его охлаждении 157

94. Энергия топлива. Теплота сгорания топлива 159

95. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах 161

Использование энергии Солнца на Земле 163

Изменение агрегатных состояний вещества 164

96. Агрегатные состояния вещества —

97. Плавление и отвердевание кристаллических тел 165

98. График плавления и отвердевания кристаллических тел 166

99. Плавление и отвердевание на основе учения о молекулярном строении вещества 167

100. Удельная теплота плавления 168

101. Выделение энергии при отвердевании вещества 169

102. Примеры на расчет количества теплоты 170

Литье металлов 171

103. Испарение и конденсация 172

104. Поглощение энергии при испарении жидкости 173

105. Конденсация пара 174

107. Удельная теплота парообразования и конденсации 177

108. Примеры на расчет количества теплоты 179

Тепловые двигатели 180

109. Работа газа и пара при расширении —

110. Двигатель внутреннего сгорания 181

111. Паровая турбина 184

112. КПД теплового двигателя 185

Строение атома 186

113. Электризация тел при соприкосновении. Электрический заряд —

114. Два рода зарядов. Взаимодействие тел, имеющих заряды 187

115. Электроскоп. Проводники и непроводники электричества 188

116. Электрическое поле 190

117. Делимость электрического заряда 191

118. Опыты Иоффе и Милликена. Электрон 192

119. Опыт Резерфорда. Ядерная модель атома 194

120. Строение атомов 196

121. Объяснение электризации тел 197

Сила тока, напряжение, сопротивление 200

122. Электрический ток —

123. Источники тока 201

124. Гальванические элементы и аккумуляторы 202

125. Электрическая цепь и ее составные части 204

126. Электрический ток в металлах 205

127. Электрический ток в электролитах 207

128. Действия электрического тока 208

129. Направление электрического тока 210

130. Количество электричества и сила тока 211

131. Единицы силы тока и количества электричества 212

132. Амперметр. Измерение силы тока 214

133. Электрическое напряжение 215

134. Единицы напряжения 217

135. Вольтметр. Измерение напряжения 218

136. Зависимость силы тока от напряжения 220

137. Сопротивление проводников. Единицы сопротивления 221

138. Закон Ома для участка цепи 224

139. Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление 227

140. Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения 230

141. Реостаты 232

142. Последовательное соединение проводников 233

143. Параллельное соединение проводников 236

144. Работа электрического тока —

145. Мощность электрического тока 241

146. Выражение работы электрического тока через мощность 242

147. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля — Ленца 243

148. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы 245

149. Короткое замыкание. Предохранители 247

Электромагнитные явления 249

150. Магнитное поле —

151. Магнитное поле прямого тока.

Магнитные линии 251

152. Направление тока и направление магнитных линий его магнитного поля 252

153. Магнитное поле катушки с током 253

154. Электромагниты 254

155. Электрический телеграф 256

156. Электромагнитное реле 258

157. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов 259

158. Магнитное поле Земли 261

159. Телефон 263

160. Сила, действующая на проводник с током в магнитном поле. Вращение рамки 264

161. Электродвигатель. Применение электродвигателей 267

162. Явление электромагнитной индукции 269

163. Генератор электрического тока 272

164. Электрификация СССР 275

Лабораторные работы 278

Ответы к упражнениям 297

Задачи для повторения 298

Ответы к задачам для повторения 314

Предметно-именной указатель 315

Скачать учебник СССР — ФИЗИКА 6—7 КЛАСС 1978 года

Скачать.

Программа STDU Viewer — это универсальный инструмент позволяющий легко просматривать документы многих форматов, в том числе и файлов DjVu, PDF и TIFF . ПОДРОБНЕЕ

Сборник задач по физике 7-8 классы 1994 год скачать учебник

Физика 7 кл 1989 Советский учебник скачать

ФИЗИКА 7 КЛАСС 1969 год скачать Советский учебник

Физика 7-11 кл (справочные материалы) 1991 учебник скачать

ФИЗИКА ДЛЯ 6 КЛАССА 1960 год скачать Советский учебник

Экспериментальные задачи по физике 6-7 классы 1974 год Советский учебник скачать

ФИЗИКА ДЛЯ 6 КЛАССА 1976 год скачать Советский учебник

1. ПРИРОДА И ЛЮДИ

Воздух, вода, земля, растения, животные, Солнце, планеты, Вселенная, весь окружающий нас материальный мир, называется природой.

Природа никем не создана, всегда была и будет. Она находится в непрерывном изменении, или движении: движутся планеты и звезды, вода на Земле совершает круговорот, реки меняют русла, растения и животные растут и развиваются.

Человек вносит в природу изменения благодаря своему уму и труду. Он построил города и селения, фабрики и заводы, распахал и засеял поля, изобрел различные машины. В результате познания человеком природы возникли науки.

Изучая изменения, происходящие в природе, ученые установили, что все они происходят закономерно, т. е. всегда существует какая-нибудь. причина явления. Причиной падения на Землю различных предметов, например, является притяжение их Землей; смена дня и ночи на Земле объясняется движением Земли вокруг своей оси (рис. 1); одна из причин возникновения ветра — неравномерное нагревание воздуха.

Цель наук о природе — открыть, изучить ее законы и использовать их для нужд людей.

Науки о природе все время развиваются. Мы все полнее и глубже познаем явления природы и находим им все больше практических применений. Научные объяснения явлений природы дают

возможность успешнее бороться с религиозными заблуждениями — с верой в несуществующего бога и религиозными обрядами.

Одной из наук о природе является физика.

2. ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ ФИЗИКА

Слово «физика» происходит от греческого слова «фюзис», что значит «природ а». Физика — одна из наук о лрироде.

В физике изучают механические, тепловые, электрические, световые явления. Все эти явления называют физическими. Таяние льда, кипение воды, падение камня, свечение раскаленного волоска лампочки, молния — все это различные физические явления.

Существуют и другие науки, которые изучают природу, такие, как астрономия, химия, география, ботаника, зоология. Все эти науки используют законы физики. В географии, например, их применяют для объяснения климата, течения рек, образования ветров.

Физика — одна из самых древних наук. Первыми физиками были греческие ученые, жившие за несколько сотен лет до начала нашей эры. Эти ученые впервые пытались объяснить наблюдаемые явления природы.

Величайшим из древних ученых был Аристотель (384 — 322 гг. до н. э.), который и ввел в науку слово «физика». В русский язык это слово ввел великий русский ученый М. В. Ломоносов.

Все, что открыто и изучено в физике, есть результат упорного труда многих ученых разных.стран и народов.

Многие важные открытия, благодаря которым развивалась физика, сделали ученые: Г. Галилей, И. Ньютон, М. В. Ломоносов, М. Фарадей, Д. И. Менделеев, Пьер и Мария Кюри, Э. Резерфорд, А. Эйнштейн, А. Ф. Иоффе, С. И. Вавилов, И. В. Курчатов и другие.

Среди выдающихся русских ученых особое место в науке занимает Михаил Васильевич Ломоносов — первый русский академик. Проявив огромное трудолюбие, М. В. Ломоносов достиг выдающихся успехов в различных областях науки. А. С. Пушкин писал о М. В. Ломоносове: «Он создал первый русский университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

1. Что такое физика? 2. Что изучает физика? 3. Приведите примеры физических явлений 4. Почему физику считают одной из основных

наук о природе? 5. Кто ввел в науку слово «физика»?

3. ТЕЛО, МАТЕРИЯ, ВЕЩЕСТВО

В физике; кроме обычных слов, используют специальные слова, или термины, обозначающие физические понятия. Некоторые из таких слов постепенно вошли в нашу разговорную речь, например, такие, как «электричество», «энергия», «космос». А некоторые слова из разговорной речи используются в физике, но они иногда

здесь имеют иное содержание. Так, например, в обыденной жизни словом «тело» называют тело человека или животного. В физике же физическим телом называют и дом, и трактор, и луну, И’песчинку, т. е. всякий предмет. Несколько физических тел изображены на рисунке 2 — это карандаш, водопроводный кран, капля воды, резиновый шарик, наполненный воздухом.

Словом «материя» в науке называют все, что существует объективно, т. е. независимо от нашего сознания.

Один из видов материи называют веществом. Вещество — это то, из чего состоит физическое тело. Железо, вода, соль, воздух — это все вещества. Вода — вещество, капля воды — физическое тело, алюминий — вещество, а алюминиевая ложка — физическое тело. Всякое тело имеет форму и занимает некоторый объем. На рисунке 3 изображены тела разной формы, но одинакового объема, на рисунке 4 — тела разного объема, но одинаковой формы.

1. Что в физике понимают под словами «физическое тело»? 2. Что называют веществом? Приведите примеры физических тел и веществ.

4. НАБЛЮДЕНИЯ И ОПЫТЫ

Каждый знает, что тела падают на землю, лед в теплом помещении тает, вода на морозе замерзает, магнит притягивает железо и т. д.

Откуда появились эти знания? Многие знания добыты людьми из собственных наблюдений. Так, например, каждый из нас наблюдал, что ничем не удерживаемые тела падают на землю. Именно благодаря наблюдениям накопились многие знания о природе.

Ученые тоже добывают знания из наблюдений. Кроме того, они проделывают специальные опыты. Научные опыты всегда ставят обдуманно, с определенной целью. Например, итальянский ученый Галилей, чтобы изучить, как происходит падение тел, ронял разные шары с наклонной башни в г. Пизе (рис. 5), измерял и сравнивал время их падения. Проделав такие опыты, он открыл законы падения тел.

Наблюдения и опыт — источники физических знаний.

Чтобы получить научные знания, надо еще обдумать и объяснить результаты опытов, найти причины явлений.

Для выполнения опытов нужны различные физические приборы. Одни приборы очень просты и предназначены для несложных измерений. К ним относятся, например, измерительная линейка (рис. 6), груз, подвешенный на нитке, который может служить отвесом (рис. 7), мензурка (рис. 8), применяемая для измерения объёма жидкости, весы и другие приборы. Есть и более сложные измерительные приборы: амперметры, вольтметры (рис. 9), секундомеры, термометры (рис. 10) и другие.

По мере развития физики и техники приборы совершенствовались и усложнялись.

В наше время совместными усилиями ученых, инженеров, техников и рабочих созданы сложнейшие приборы, при помощи которых современные физики изучают строение вещества. Так, в подмосковном городе Дубне с этой целью сооружены громадные приборы — установки с очень сложным устройством. Один из них — синхрофазотрон — имеет диаметр, равный примерно 60 м; на изготовление магнитов, входящих в его устройство, пошло 36 000 т стали. На этом синхрофазотроне работают ученые из всех социалистических стран.

1. Какими путями мы получаем знания о явлениях природы? 2. Чем отличаются наблюдения от опыта? 3. Какие физические приборы вы знаете?

5. ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ. ИЗМЕРЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН

Чтобы получить возможно более точные знания о физических явлениях, нужно во время опыта производить измерения. Например, чтобы узнать, как зависит объем воды от ее температуры, нужно, нагревая воду, измерять обе эти величины.

Объем и температура — примеры физических величин.

Физическими величинами являются также длина, площадь, время, скорость, сила и другие.

Физическую величину всегда можно измерить. Измерить какую-нибудь величину — это значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу этой величины. Так, например, измерить длину стола — значит сравнить ее с другой длиной, которая принята за единицу длины, например с метром. В результате измерения величины получаем ее числовое значение, выраженное в принятых единицах.

Будет ли работать цепь 4 изображенная на с 95 учебника

В учебном пособии рассмотрены теоретические основы и принципы действия аналоговых устройств на биполярных и полевых транзисторах. Анализируются основные схемы, используемые в аналоговых трактах типовой радиоэлектронной аппаратуры, приводятся расчетные формулы, позволяющие определить элементы принципиальных схем этих устройств по требуемому виду частотных, фазовых и переходных характеристик. Излагаются основы построения различных функциональных устройств на основе операционных усилителей. Рассмотрены так же ряд специальных вопросов с которыми приходится сталкиваться разработчикам аналоговых электронных устройств – оценка нелинейных искажений, анализ устойчивости, чувствительности и др.

Пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 552500, 654200 – «Радиотехника», 654100 – «Электроника и микроэлектроника», и может быть полезно для преподавателей и научных работников.

Книга: Схемотехника аналоговых электронных устройств

7.4. Аналоговые перемножители сигналов

7.4. Аналоговые перемножители сигналов

Перемножение аналоговых сигналов, как и усиление, является одной из основных операций при обработке электрических сигналов. Для осуществления операции перемножения были разработаны специализированные ИМС — перемножители аналоговых сигналов (ПАС). ПАС должны обеспечивать точное перемножение в широком динамическом диапазоне входных сигналов и в возможно более широком частотном диапазоне. Если ПАС позволяют перемножать сигналы любых полярностей, то их называют четырехквадрантными, если один из сигналов может быть только одной полярности, двухквадрантными. Перемножители, умножающие однополярные сигналы, называются одноквадрантными. Известны разнообразные одно- и двухквадрантные ПАС на основе элементов с управляемым сопротивлением, переменной крутизной, использованием логарифматоров и антилогарифматоров. Например, регулятор с изменением режима работы элементов, изображенный на рисунке 7.7в, можно использовать в качестве перемножителя, если на дифференциальный вход подать напряжение ux, а вместо Eупр подать uy. Под воздействием uy меняется крутизна передаточной характеристики транзисторов, на базы которых подается второе перемножаемое напряжение ux. Можно показать, что выходное напряжение Uвых, снимаемое между коллекторами транзисторов ДК, при Rк1=Rк2=Rк определяется по формуле [13]

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о