ЗачЕм на транспортире две шкалы



Содержание страницы

Что такое транспортир? Правила измерения углов

Каждый школьник знает, что такое транспортир. Этот, казалось бы, неприглядный инструмент выполняет очень важные функции не только на уроках математики. О том,что он собой представляет, а также как правильно им пользоваться, расскажем далее.

Что такое транспортир?

Транспортиром называют предмет, с помощью которого каждый из нас может не только измерять углы, но и строить их. Внешне он напоминает полукруглую линейку со шкалой и делениями. Внизу, на ровной поверхности, расположена привычная нам прямая линейка для измерения отрезков. В верхней части — полукруг с двойной шкалой для измерений. В каждом из направлений шкала рассредоточена по транспортиру от 0 до 180 градусов.

Правила пользования

В школе объясняют, что такое транспортир, на уроках математики. Именно здесь есть необходимость в измерениях.

Для того чтобы нам узнать, чему равен один градус, нужно окружность поделить на 360 равных частей. Одна из таких частей и будет равна 1 градусу. Величина окружности никак не повлияет на градус! Это легко проверить.

Нарисуем две окружности разного диаметра и поделим каждую на 360 равных частей. Затем наложим меньшую окружность на большую и увидим, что линии совпали.

Измеряем угол

Транспортир помогает построить и измерить угол. Градус — это общепринятая единица, которой пользуются для измерения углов. Встречается несколько разновидностей углов:

  • Острый. Таким называют угол до 90 градусов.
  • Прямым является угол, равный 90 градусам.
  • Тупой угол варьируется в диапазоне от 90 до 180 градусов.
  • Развёрнутый угол представляет собой прямую линию или 180 градусов.
  • Полный угол выглядит как окружность и составляет 360 градусов.

Нетрудно разобраться, как измерить угол. Для того чтобы узнать, какова величина угла, нам необходимо установить транспортир таким образом, чтобы его центр располагался в вершине угла, а прямая сторона совпала с одной из его сторон. Шкала укажет нам количество градусов данного угла. Вот таким нехитрым способом мы можем узнать, что за угол перед нами.

Для построения угла с заданным градусом следует приложить прямую часть транспортира к линии, а его центр — к началу линии. Впоследствии эта точка будет являться вершиной угла. Затем на шкале отыскиваем заданное число и ставим точку. Теперь транспортир можно снять и соединить отрезком начало линии (вершину угла) с отмеченной точкой.

Школьные канцтовары, произведенные разными компаниями, отличаются по материалу, цвету, размеру. Так вот: тем, у кого транспортир оказался больше длины угла, и не представляется возможным определить его величину, сторону угла необходимо продлить, используя прямую линейку.

Набор школьника

Неспроста учащиеся младшего звена не знакомы с транспортиром. При его применении должна быть заложена некая база знаний. Для полноценной работы с ним на уроке ребята изучают ряд сопутствующих предметов. Прежде чем узнать, что такое транспортир, школьники должны в совершенстве овладеть прямой линейкой, чертить ровные линии, изучить сложение и вычитание, освоить циркуль, знать геометрические фигуры и так далее. Весь этот процесс занимает время, и только окончив начальную школу, ученик может добавить транспортир в свой набор инструментов.

Ученикам сейчас предлагаются школьные канцтовары в огромном выборе. Транспортир не исключение. Производители стараются угодить самым требовательным запросам покупателей. Инструменты изготавливают в различной цветовой гамме. Яркие цвета всегда нравятся детям. Порой даже в одном классе не сыскать одинаковых транспортиров, что облегчает при утрате их поиск. Формы и размеры каждый выбирает на свой вкус.

Большинство таких товаров выпускают из пластмассы, и это значительно уменьшает его стоимость. Но есть деревянные и даже железные транспортиры. Как показывает практика, металлические хоть и непрозрачны, но практичнее в том плане, что шкала не стирается, а это позволяет гораздо дольше применять его в действии, с точностью определяя углы.

Транспортир не так востребован школьниками, как линейка, но он сопровождает учеников вплоть до выпускного экзамена. Некоторые из выпускников школы выбирают специальности, которые связаны с измерением и построением углов, проектированием зданий и сооружений, работой с чертежами. В силу своих профессий им постоянно приходится сталкиваться с транспортирами и его производными. Но и бывшие одноклассники нынешних инженеров, порой даже с глубочайшим гуманитарным уклоном, без труда вспомнят навыки обращения с этим предметом и определят количество градусов у любого угла.

Сегодня современные дети привыкли добывать любую информацию из интернета. Однако он никак не поможет в измерении углов. Лишь только умение пользоваться транспортиром даст возможность правильно их определять. Будущим инженерам и проектировщикам это бесспорно пригодится в работе, да и каждый образованный человек должен обладать навыками работы с транспортирами, поэтому уметь пользоваться таким инструментом должен каждый!

Урок по математике в 3-м классе по системе Л.В. Занкова по теме «Транспортир. Измерение углов при помощи транспортира»

Цели:

  • закрепить знания обучающихся о центральных углах;
  • познакомить детей с чертежным прибором – транспортиром, который используют для измерения и построения углов;
  • учить овладевать практическими способами работы с транспортиром.
  • развивать теоретическое и практическое творчество обучающихся – открытие нового чертежного прибора; поиск способа применения нового знания;
  • развивать у детей устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске;
  • развивать умение обучающихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира.
  • всестороннее развитие личности и мышления обучающихся;
  • воспитание желания учиться.

Тип урока: Урок открытия нового знания (работа в группах).

Оборудование:

  • компьютер.
  • проектор.
  • презентация слайдов.
  • транспортир.
  • карточки для работы в группах.
  • учебник.
  • памятка для работы с транспортиром.
  • дополнительный научный материал «Из истории транспортира» на каждого ученика.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?
Все ль на месте? Все в порядке? Парта, книжки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой – все, что нужно – под рукой!

2. Целеполагание и мотивация.

1. Индивидуальная работа у доски.

2. Мозговой штурм. (Слайд №1: круг)

Что вы видите? (торт, цветок, колесо, узор, центральные углы, круг и т.д.)

Какую форму имеет? (круг)

Как называется линия, которая является границей круга? (окружность)

Как называется точка, вокруг которой чертят окружность? (центр окружности)

Как называется отрезок, который соединяет центр окружности с точкой окружности? (радиус)

Что образовывают радиусы? (угол)

Как называются эти углы? (центральные)

Какой угол обозначен желтыми радиусами? красными? зелеными?

3. Проверка индивидуальной работы у доски.

Чем отличаются углы справа? слева? (на чертеже справа есть центральные углы, а на чертеже слева их нет)

Сколько может быть центральных углов? (бесконечное множество)

Послушаем сообщение Андрея: «Несколько тысяч лет назад в Древнем Вавилоне люди стали использовать для измерения величины углов совсем маленький угол, который получается, если круг разделить на 360 равных углов. Эта мерка называется градус (1°)».

Запишите в тетради: 1°, 3°, 40°, 90°, 120°.

3. Актуализация знаний обучающихся.

1) (Слайд №2: линейка, часы, весы.)

Для чего служат эти приборы? (измерить отрезок, начертить отрезок, провести линии, начертить что-то, показывают время, для определения веса, массы)

Что у них общего? (шкала)

С какого деления начинается шкала у линейки? (0)

Какой это прибор? (чертежный) Прямолинейная шкала.

(Слайд №3: измеряем красную полоску.)

По какой линейке измеряем красную полоску? (по верхней, так как шкала начинается с деления «0»)

2) Начертите любой острый угол, назовите его АВС (эту работу дети выполняют на чертежных листах, учитель тоже чертит угол на доске).

А сейчас — внимание! Начертите еще раз точно такой же угол по величине и назовите его МКН.

У кого получилось? Вы уверены? Как чертили? (на глаз) Ну молодцы!

Значит, у вас – глаз-алмаз! Когда так говорят?

А вот я не начертила второй угол. Как вы думаете, почему я сомневаюсь? (не знаю размера угла АВС)

3) А для измерения величины углов тоже есть прибор.

Может, кто знает, как он называется? (транспортир)

Я вам приготовила подарок – транспортиры. (раздаю)

Физкультурная пауза.

«Мы делили апельсин…»

4. Усвоение новых знаний и способов действий.

Кто догадался. Какая тема нашего урока? (Будем измерять углы транспортиром. Транспортир)

Тема урока: «Транспортир».

Чтобы пользоваться транспортиром, надо хорошо его изучить.

Слайд №4: виды транспортиров (круглый, полукруглый)

Какой похож на ваш? (полукруглый)

В круглом транспортире 360°, а в полукруглом – 180°.

1) Работа с дополнительной литературой «Из истории транспортира». Этот материал для вас приготовил Кирилл.

Материал из Википедии – свободной энциклопедии.

Транспортир (от латинского «переношу») – инструмент для построения и измерения углов. Транспортир состоит из линейки (прямолинейной шкалы) и полукруга (угломерной шкалы), разделенного на градусы то 0 до 180°. В некоторых моделях – от 0 до 360° – это круглые транспортиры. Транспортиры изготавливаются из стали, пластмассы, дерева и других материалов.

История транспортира.

Транспортир известен с древних времен. Предположительно, транспортир изобрели в древнем Вавилоне. (Слайды №5,6: транспортир.)

2) Строение транспортира. (Слайды № 6: транспортир.)

Что общего с теми приборами? (шкала)

Давайте посмотрим, сколько их на транспортире? (три: прямолинейная шкала – линейка, для измерения углов их две и называются угломерные) Догадались почему? (углы измерять)

Вспомним, с какого деления идет измерение на шкале? (0)

Шкалы угломерные: внутренняя слева 0 – 180°, внешняя справа 0 – 180°.

Есть ли связь между шкалой транспортира и центральными углами? (центр круга – центр транспортира, в круглом транспортире это видно хорошо)

Какие углы? Почему две шкалы? (Слайды № 7,8: прямые углы.)

Как бы вы предложили пользоваться транспортиром для измерения величины углов?

Не забудьте: центр круга – центр транспортира. Помогаю детям.

(отметку с центром транспортира накладываем на вершину угла, и чтобы одна сторона угла захватывала деление «0», идем по этой шкале и узнаем, какой этот угол по величине)

Вывод:

  • Совмещаем вершину угла с центром транспортира;
  • Одна из сторон угла проходит через деление «0»;
  • Определяем шкалы, «бежим» глазками по этой шкале до другой стороны угла и определяем величину угла.

Чему равен прямой угол? (90°) Я начну предложение, а вы дополняйте.

«Значит, острый угол … меньше прямого угла, то есть, меньше 90°, а тупой угол … больше 90°».

(Слайд №9: острые, тупые углы.)

2. Измеряем углы, проговаривая все этапы работы.

5. Первичная проверка понимания.

1) Работа с учебником страница 60 №133.

(Слайд №10.) Найди ошибку.

2) Работа с правилом на странице 61 задание №5.

Есть ли отличие между правилом в учебнике и нашими выводами? (различий нет)

3) Составляем памятку для измерения углов транспортиром. (потом раздаю каждому)

А теперь возвращаемся к нашему заданию.

4) Измеряем свои углы АВС и МКН. Какие результаты? У кого углы одинаковые? Задание №1. Найдите сумму этих углов. Здание №2. На сколько градусов не совпали ваши углы? Что нашли? (разность)

6. Применение знаний и умений в новой ситуации.

1) Бельчонок и кот идут к зайцу, чтобы решить, кто и какую крышу будет строить для своих домов. Вытягивают жребий от каждой группы: остроугольную, прямоугольную, тупоугольную.

Дети каждой группы находят и измеряют нужные углы.

2) Проверка по слайду №13. Отвечает один из каждой группы.

7. Рефлексия.

(Я научился … Я повторил … Я узнал … Другое мнение)

Анализ деятельности на уроке.

Отвечают дети по очереди по каждому разделу, в каждой группе.

Как вы считаете работала ваша группа? Может, хотите кому-то дать совет?

8. Фиксирование достижения поставленной цели и планирование дальнейших действий.

Ребята, мы учились измерять углы при помощи транспортира, измерять углы у многоугольников.

А как вы думаете, что можно еще сделать при помощи транспортира? (построить углы по заданной величине) Замечательно, этим мы и будем заниматься на следующем уроке.

Совет 1: Для чего нужен транспортир

Содержание статьи

  • Для чего нужен транспортир
  • Что нужно купить в школу в 6 класс: список
  • Зачем нужен компас

Транспортир представляет собой геометрический инструмент, используемый для измерения углов.

Как выглядит транспортир

Основные и обязательные части транспортира — два ключевых элемента. Первый из них — линейка, разделенная на сантиметровые деления. При этом такая линейка обычно снабжена обозначением точки начала отсчета, которая используется в процессе измерений. Второй элемент транспортира — угломерная шкала, представляющая собой полукруг, обыкновенно включающий деления от 0 до 180°. При этом существуют модифицированные модели транспортиров, которые имеют полную круговую шкалу, то есть позволяют измерять углы величиной от 0 до 360° градусов.

Каждая угломерная шкала содержит линейку значений величины углов как в прямом, так и в обратном направлении. Это позволяет использовать транспортир для измерения как острых, так и тупых углов.

Материалы, применяемые для изготовления транспортиров, могут быть самыми различными. Самыми распространенными вариантами таких материалов являются пластик и металл. Дерево в настоящее время используется для этих целей несколько реже, поскольку такие транспортиры обычно имеют большую толщину и несколько менее удобны в использовании.

Точность измерений каждого инструмента находится в прямой зависимости от его размера. Так, более крупные транспортиры позволяют измерять углы с большей точностью, а небольшие инструменты дают лишь приблизительное представление о величине измеряемого угла.

Как использовать транспортир

При помощи транспортира можно решать две основные задачи: измерение углов и построение углов. Так, для измерения угла необходимо поместить его вершину в точку начала отсчета, обозначенную на линейке транспортира. Затем необходимо обратить внимание на то, чтобы сторона угла, направленная на угломерную шкалу, пересекала ее. В случае, если длина этой стороны оказывается недостаточной, следует продлить ее до пересечения угломерной шкалы.

После этого нужно посмотреть, на каком значении сторона угла пересекает указанную шкалу. В случае, если измерению подвергается острый угол, искомое значение будет меньше 90°, а при измерении тупого угла следует пользоваться той частью шкалы, которая содержит деления, превышающие 90°.

Аналогичным образом осуществляется построение углов при помощи транспортира. Сначала следует провести линию, которая будет представлять собой одну из сторон, а ее окончание, которое станет вершиной, поместить в точку отсчета. Затем на угломерной шкале точкой нужно отметить нужную величину угла, который может быть как острым, так и тупым. После этого, убрав транспортир, соедините вершину будущего угла с проставленной точкой: в результате вы получите искомый угол.

Совет 2: Что нужно купить в школу из канцелярии

Что нужно купить в школу из канцелярии в 1 класс

Обычно в каждой школе перед учебным годом проходит родительское собрание, где родителям выдают список принадлежностей, которые понадобятся ребенку на уроках. Если вы по каким-то причинам не смогли посетить это мероприятия или же его в вашей школе не было, то ничего страшного, ведь все школы России учатся по одним программам (всего их восемь, к примеру, «Планета знаний» или «Школа 2100») и списки необходимых канцелярских товаров несильно отличаются.

Перед новым учебным годом вам обязательно нужно запастись тетрадями в клетку и косую линейку, причем количество и тех, и других не должно быть меньше 15 штук. Не забудьте и об обложках, причем обложки нужно купить как для тетрадей, так и для книг. Сейчас на прилавках магазинов имеется множество всевозможных обложек, купите несколько наборов разных производителей (дело в том, что у разных производителей свои размеры обложек, купив одинаковые наборы они могут не подойти для всех учебников). А вообще, этот пункт можно пропустить и купить обложки нужных размеров уже после получения книг в школе.

Пенал — еще один важный аксессуар для первоклассника. К его выбору подойдите серьезно: выберите модель с несколькими отсеками, чтобы в него вместились все нужные принадлежности. Если есть возможность, то приобретите пенал уже с карандашами (12 шт.), фломастерами (12 шт.), ручками (2-3 в синем цвете), простыми карандашами (2-3 средней твердости), точилкой (обязательно с контейнером для мусора), ластиком и линейкой. Или же приобретите все отдельно и предложите ребенку заполнить ими аксессуар.

Принадлежности для рисования и труда

Для уроков труда и рисования нужно приобрести объемную папку для складывания в нее остальных принадлежностей, а именно, цветной бумаги (12 листов), цветного и белого картона, альбома (24 листа), ножниц с закругленными концами, клея-карандаша, акварельных красок, гуаши (6 цветов), три кисти под номерами 1, 3 и 5, пластилина, доски для лепки, палитры, подкладной клеенки, стакана-непроливайки, фартука для творчества. Собирая первоклассника в школу, не забудьте приобрести также дневник и подставку для книг.

В некоторых школах на уроках требуются касса букв и цифр в виде веера, счетные палочки, поэтому советую вам заранее узнать, потребуются ли эти принадлежности именно в вашем классе.

Что нужно купить в школу из канцелярии во 2, 3, 4 класс

Для 2, 3 и 4 классов набор канцелярских принадлежностей практически ничем не отличается от набора для первоклассника. Все что требуется добавить к вышеперечисленному списку, это три маркера (желтого, зеленого и красного цветов), тетрадь для нот, циркуль.

Что нужно купить в школу из канцелярии в 5, 6, 7, 8, 9 класс

Список канцелярских принадлежностей для 5 и 6 класса тот же, что и для 4, для 7 класса плюсом к вышеперечисленным предметам вам нужно приобрести товары для черчения (карандаши разной жесткости, бумагу для черчения) и транспортир. Для 8 и 9 класса приобретите 20-30 общих тетрадей, а также набор папок-файлов и папок-уголков.

Науколандия

Статьи по естественным наукам и математике

Как пользоваться транспортиром

Транспортиром пользуются для измерения углов.

Условно выделим в транспортире две части — «линейку», называемую также прямолинейной шкалой (нижняя часть на рисунке), и полукруга, называемого также угломерной шкалой. На полукруге находятся метки градусов от 0° до 180°. Назовем разделение на градусы «градусной сеткой».

Транспортиры бывают разного вида, но использование их сводится к следующему. У транспортира есть центральная метка. На рисунке выше это маленький кружок с отверстием в центре. Однако центральная метка может обозначаться просто черточкой. Эту метку нужно совместить с вершиной угла. При этом одна из сторон угла должна пройти через метку с числом 0 на полукруге транспортира.

На транспортире может быть две «нулевых» метки: справа и слева. Понятно, что следует смотреть на ту, через которую проходит сторона угла. Но самое главное, понять на какую градусную сетку смотреть при измерении величины угла: верхнюю или нижнюю. Если сторона угла прошла через 0, который находятся с внешней стороны, то в дальнейшем мы пользуемся внешней градусной сеткой. Если же сторона угла прошла через «внутренний» 0, то в дальнейшем пользуемся внутренней градусной сеткой транспортира (на внешнюю не обращаем внимания).

Итак, одна сторона угла должна пройти через метку 0, а вторая сторона угла должна оказаться со стороны полукруга (угломерной шкалы), то есть как бы пересекать его.

По тому месту, где вторая сторона угла пересекает угломерную шкалу транспортира, определяется величина угла.

Для чего нужна линейка: от простых измерений до подручных средств

Давайте поговорим о том, для чего нужны линейка и транспортир. Эти два полезных инструмента используются не только в школе на уроках геометрии и черчения, но и в повседневной жизни.

Назначение линейки

Линейка – это длинная узкая прямоугольная полоса с нанесенной по верхнему краю (на некоторых линейках и по нижнему) шкалой и цифрами.

Для чего нужна линейка человеку? Во-первых, для измерения небольших расстояний, длины, высоты и ширины различных предметов; во-вторых, для проведения ровных прямых линий при помощи карандаша, ручки, фломастера. То есть линейка имеет две основные функции: измерение и проведение ровных линий. Нередко используются сразу обе, например, нужно нарисовать прямоугольник со сторонами 5 см и 7 см. Берем линейку, прикладываем на лист в нужном месте сначала горизонтально, карандашом проводим от 0 до 7 см, затем рисуем перпендикулярные стороны по концам по 5 см и завершаем верхнюю сторону 7 см.

С другой стороны, линейка используется не для построений, а просто для измерений. Например, вам нужно измерить длину ручки, чтобы понять, поместится она в миниатюрную карандашницу или нет.

Назначение транспортира

Теперь поговорим о назначении транспортира, как им пользоваться. В геометрии и черчении часто приходится строить линии под определенным углом. Без инструмента можно различить лишь три угла: 0 о – горизонтальный, 90 о – вертикальный, 180 о – смежный (тоже горизонтальный, но на другой стороне от 0 о .

Выше мы разобрались, для чего нужна линейка. Транспортир также является полезным и нужным предметом, но в повседневной жизни используется очень редко. В строительстве, например, его заменяет уровень.

Чтобы построить угол, например, 75 о , следует приложить транспортир к нужной линии так, чтобы верхняя часть его горизонтальной линейки легла на начерченную линию. Затем на шкале транспортира находим 75 о . Ставим точку рядом с отметкой «75», а также вторую точку в центре линейки транспортира. Всё, соединяем две точки и получаем линию под углом 75 о . Вот для чего нужна линейка с отверстием или отметкой в центре напротив 90 о на каждом транспортире.

Где еще используются

Очень часто при проведении ремонтных работ, составления таблиц в журналах и тетрадях, создании различных изделий мастерами различных профессий, домохозяйками, рабочими применяется данный инструмент. Для чего нужна линейка, например, бухгалтеру? При занесении данных из листов в компьютер накладывает линейку на ту строку, с которой нужно работать. Так он не потеряет место, где остановился.

Вот такие полезные свойства у линейки и траспортира! А стоят они недорого и доступны каждому.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о