Майолика итальянская эпохи возрождения



Майолика итальянская эпохи возрождения

Лука делла Роббиа — «Мадонна с младенцем»

При словах «декоративно-прикладное искусство итальянского Ренессанса» у большинства людей сразу возникают два образа: большие сундуки-кассоне и полихромные расписные блюда. Именно керамика стала для Италии некой визитной карточкой, а точнее ее разновидность – майолика. Первые образцы таких изделий археологи относят к XIV веку, которые нашли при раскопках города Пизы. Скорее всего, итальянские мастера решили изготовить свою майолику в подражание испано-мавританской. Вообще, название таких изделий произошло от острова Майорка, откуда в 1115 г. были впервые вывезены генуэзцами испано-мавританские керамические сосуды и поливные плиты. В связи с этим, первые опыты итальянских керамистов были неловкими и вторичными. Декор был довольно примитивным. Использовался геометрический орнамент и линейные растительные мотивы. В основном мастера изготовляли не столько майолику, сколько так называемую меццо-майолику, или полумайолику. Такие изделия покрывали тонким слоем белого ангоба, расписывали и сверху покрывали прозрачной свинцовой глазурью. Позже начали постепенно вводить и оловянную глазурь, но из-за экономии нижнюю часть изделия все также покрывали свинцом. Центрами производства в то время считались Сиена и Орвието.

К XV веку использование оловянной глазури стало повсеместным. Если верить Вазари, то за ее изобретение мы должны быть благодарны Луке делла Роббиа, знаменитому скульптору, любившему расписывать свои произведения цветными глазурями. Именно в это время отчетливо видно подражание итальянских мастеров арабским. В первую очередь, это проявляется в декоре. Типичные мотивы мусульманского орнамента переплетаются с эмблемами или гербами итальянских знатных семейств. Но, в отличие от арабов, европейцы вводили в роспись человеческие профили и, хотя довольно редко, сюжетные композиции. Уже в это время можно проследить тяготение к зеленым и синим краскам, которые в будущем станут характерными именно для итальянской майолики (впоследствии добавится еще третий охристый цвет). На изделиях также начинают ставить «знаки мастера», которые помогают определить авторство и центр производства. Во второй половине XV века окончательно формируются основные мотивы, использовавшиеся вплоть до прекращения изготовления майолики в XVII веке. Тогда же внезапно мы впервые сталкиваемся с бурным интересом, возникшим у жителей Италии, к приобретению и коллекционированию изделий из глазурованной керамики. В связи с этим возникает популярность в создании альбарелли – специальных аптекарских баночек-сосудов, которые вместо крышки накрывались бумагой. Среди наиболее характерных мотивов следует обозначить так называемый «гранатовый орнамент», стилизованные павлиньи перья и имитация чешуи рыб. Помимо основных трех цветов появляются и более сложные, как например фиолетовый или красный, но использовали их крайне редко. Именно в это время о себе заявляют мастера Фаэнцы, которые создали самый крупнейший центр итальянской майолики. Наряду с ними продолжают работать мастерские в Сиене и в Пезаро.

Расцвет производства майолики приходится на XVI век. Возникают новые центры, такие как: Урбино, Венеция, Дерута, Губбио, Кастель-Дуранте. Фаэнца и Урбино стали основными конкурентами в этой отрасли, на которых равнялись мастера из остальных городов. Наряду с этим сохранялась и некая преемственность и национальные особенности, характерные для каждого центра в особенности. Мало того, на основе широкой популярности, которую заработало производство майолики, это занятие считалось прибыльным, потому как впервые появились художественные школы, где обучали будущих мастеров. Именно поэтому мы знаем теперь имена великих керамистов – Николо Пеллипарно, Франческо Ксанто Авелли, Джорджо Андреоли, семья Фонтана, Джованни Мариа и др. Роспись изделий находилась под большим влиянием живописи и графики, которые в это время были развиты. В связи с этим, возникает новая манера росписи: перенос непосредственно живописных повествовательных изображений на блюдо. В итоге получалось некая центрическая керамическая картина, которая получила название istoriati (историати). Конечно, такое изделие было намного дешевле обычной станковой картины, поэтому блюда такого типа получили широкое распространение по всей Италии. Сюжеты брались, в основном, из греческой мифологии и из Библии, хотя первые любили больше. Изделий с историческими композициями почти не изготовлялись, а если и делали, то герои на них выступали в качестве аллегорий. Вытекающим из этого стало появление парадных сервизов, которые до этого итальянские мастера не знали. Еще одним важным мотивом следует отметить декор гротеском. В связи с раскопками Золотого дома Нерона и обнаружения там римской настенной живописи, мода на декор в виде переплетенных химерических и человекообразных фигур поглотила население Италии. Поначалу гротески были грубоватыми и монументальными, но после того как Рафаэль предложил свой вариант этого орнамента, декор стал очень изящным, миниатюрным и внимательным к деталям. В таких композициях декор имел всего два варианта размещения: a candelieri (симметрично относительно центра) и a quartieri (симметрично по диагоналям). Кстати, Рафаэля вообще очень любили переносить на свои изделия мастера-керамисты, создавая таким образом некое подобие первых репродукций.

К XVII веку характер майоликовых изделий меняется в корне. Некоторые центры вообще перестают выпускать продукцию, другие же поменяли ориентировку на простую по форме белую поливную посуду. Упадок итальянской майолики должен был быть обязан смене стиля, но в первую очередь все-таки возникновением и распространением фарфора. Конечно, традиции полихромной майолики никуда не исчезли, и такие центры как Фаэнца продолжали изготавливать глазурованную керамику, но уже в гораздо меньших количествах и предназначались они как сувениры.

Итальянская майолика как одно из направлений в искусстве итальянского Возрождения

Несмотря на то, что понятие «майолика» у нас ассоциируется непосредственно с Италией, своим происхождением само слово обязано острову Майорка, через который в Италию завозился балеарскими кораблями испано-мавританский фаянс. Мягкое произношение итальянцев сделало свое дело, и из «майорки» получилось слово, известное во всем мире.

Современная майолика

Несмотря на снижение спроса на майолику в 17 веке, сегодня возвращается мода на эту разновидность декоративно-прикладного искусства. Майолика от мастерской «Веста-Керамика» – это живописные красочные панно ручной работы. Мастера изготавливают как однотонную плитку, так и с нанесенным изображением. Использование разнообразных тонов и степеней насыщенности эмалей дает возможность придать облицовке любой цвет, что позволяет с безукоризненной точностью подобрать оттенок к конкретному интерьеру.

Интересно, что невозможно встретить две идентичные майолики, так как на ее внешний вид влияет не только температура в печи и состав глазури, но и рука мастера, который глазирует плитку.

Тарелка – образец испано-мавританского фаянса

Майоликовые изделия покрываются глазурью дважды

Тарелка, изготовленная в Урбино

Появление фарфора положило начало упадку майолики

Что такое майолика?

Итальянская майолика – керамика с покрытием из оловянной глазури – разновидность и важная составляющая декоративно-прикладного искусства эпохи Возрождения. В те времена в качестве загустителя использовалась окись олова, благодаря которой глазурь становилась белой и непрозрачной.

Отличие итальянской майолики от обычной керамики заключается в том, что изделия покрывается не одной глазурью, а двумя различными составами. Перед обжигом по белому «сырому» материалу поверх оловянной глазури плитка расписывается яркими красками, а затем на роспись наносится слой блестящей свинцовой глазури, после чего изделие обжигается при температуре около 1000 ºC.

Меццо-майолика как предшественник итальянской майолики

Первые опыты итальянских мастеров сложно назвать успешными. В примитивном декоре не было ничего, кроме геометрических орнаментов с линейными растительными мотивами. Керамистами по большей части изготавливалась не сама майолика, а так называемая меццо-майолика (полуфаянс) – изделия из красного черепка, покрываемые белым слоем ангоба. Данной технике присущ декор типа сграффито, когда белый верхний слой глины процарапывается до красной основы.

На более ранние изделия данного типа наносился тонкий слой белого ангоба и грубоватый узор (звезды или кресты) и только в конце 12 столетия это покрытие начали смешивать с оксидом олова. Кроме того, мастера взяли пример с керамистов Ближнего Востока и стали покрывать свои работы щелочной глазурью, правда более тонкой и худшего качества. Именно такие грубоватые кувшины и блюда предшествовали знаменитой итальянской майолике.

К 15 столетию оловянная глазурь в качестве покрытия стала использоваться повсеместно, а во второй половине этого же века были окончательно сформированы основные мотивы, которые наносились на керамику. Характерными для итальянской майолики стали такие мотивы, как имитация рыбной чешуи, стилизованные перья павлина и «гранатовый орнамент».

К основным трем цветам добавились более сложные красно-фиолетовые тона, однако использовали их нечасто.

Расцвет итальянской майолики. Популярные мотивы декора

Своего расцвета данная техника достигла в 16 столетии, когда появилось много новых регионов ее изготовления: Венеция, Губбио, Урбино, Деруга, Кастель-Дуранте. Серьезная конкуренция наблюдалась между мастерами Урбино и Фаэнцы, на которых ориентировались керамисты других городов. Но, несмотря на это, для изделий каждого региона были присущи свои характерные особенности.

Нельзя не отметить, что на роспись керамики огромное влияние оказывали хорошо развитые в ту эпоху графика и живопись. Это способствовало возникновению новой манеры росписи, когда красочные повествовательные картины переносились непосредственно на блюда. Называлась такая техника istoriati. Оформленные таким образом изделия по сравнению с обычной станковой картиной были значительно дешевле, благодаря чему пользовались большим спросом по всей Италии.

Еще один интересный и важный мотив – оформление гротеском, который из монументального и грубоватого превратился в миниатюрные и изящные творения благодаря кисти Рафаэля. Работы автора пользовались таким успехом, что другие керамисты стали создавать своего рода первые репродукции с его изделий, перенося изображения на свою майолику.

В таких композициях декор размещался по одному из двух принципов:

  • a quartieri – симметрия по диагоналям;
  • a candelieri – симметрия относительно центра.

Изящное и миниатюрное оформление в стиле гротеск

Причины угасания интереса к итальянской майолике

Однако постепенно данное направление искусства начинает угасать, и к 17 столетию характер изделий коренным образом изменился. В некоторых регионах производство останавливается вообще, а в других начинают заниматься изготовлением простой по форме белой поливной посуды.

Несмотря на то, что упадок данного направления декоративно-прикладного искусства связывается со сменой стиля, главной причиной его стало появление и широкое распространение фарфора.

Стоит отметить, что полного исчезновения традиций полихромной майолики не произошло. В центрах вроде Фаэнцы и впоследствии изготавливалась глазурованная керамика, правда объемы производства были уже гораздо скромнее, а сегодня эти изделия носят сувенирный характер.

© 2005-2017, Веста-керамика
Изразцы ручной работы

29.Итальянская майолика Ренессанса

Керамика стала для Италии некой визитной карточкой, а точнее ее разновидность – майолика . Майолика – это фаянс ярко расписанный в определённых цветах. (преимущественно синий, зеленый, бирюзовый, желтый). Не каждый ярко расписанный фаянс можно назвать майоликой . В 12–13 вв. Италия вела широкую торговлю с Испанией и Ближним Востоком откуда привозились белые изделия с люстровой росписью через остров Майорка. Итальянцы полагали, что эти изделия там и производились, и назвали свою похожу продукцию в честь старого названия острова Майорка. Технология изготовления была заимствована у Валенскийских мастеров Испании. Майолика имеет мелкопористый черепок, не просвечивает, очень белого цвета. В состав массы входили глина, каолины, кварцевый песок. Массу процеживали, то что оставалось на сите отжимали. Чем лучше был отжим, тем меньше была усадка. Затем масса масса отлёживалась в подвале, после чего её отминали. Чем лучше отминался материал, тем лучше было качество изделия. Массу формовали, затем следовал первый обжиг в огромных печах при слабом огне, после была покраска и далее изделие обжигали второй раз в печи на сильном огне. Мастера возрождения использовали оловянную глазурь, она непрозрачная, молочно-белого цвета. Считается, что её изобрел Мастер Лука делла Роббиа (1399-1482). Он делал скульптуры из майолики, табернакли(сооружения для хранения предметов религиозного поклонения, любил расписывать свои произведения цветными глазурями. Роспись делали по непросохшей глазури. Глазурь подкрашивали (кобальт — синий, медь- зелёный, марганец — фиолетовый). Особенность ожига,это то что первый обжиг на слабом огне, а второй на сильном. Изделия при обжиге разделяли. Также изделия покрывали люстром. Люстр — тонкая прозрачная плёнка, которая наносится на керамические изделия поверх обожжённой глазури, дающая в результате восстановительного муфельного обжига металлический или перламутровый отблеск. Люстр может быть бесцветным или окрашенным в различные тона (золотистый, фиолетовый, коричневый, оливковый, медно-красный), для этого его подкрашивали: 1)окись меди (зелёный, синий, серый, фиолетовый, и красный); 2) серебро + висмут (оранжевый перламутр); 3) медный купарос (фиолетовый); 4) серебро + медный купарос (золотой с сильным блеском). Процесс люстрирования занимал от 2х до 6 часов. Популярны были свадебные портреты, чернильницы, акваманиле, клетки, композиции на религиозные темы, а также альбарелло(аптечный сосуд в форме кувшина сналала с 2 ручками, потом без них, белая глазурь + синяя роспись). Производство майолики в эпоху Ренессанса было распространено по всей Италии; в общем, ее производили более ста городов, из которых наибольших успехов достигли Губбио, Дерута, Фаэнца, Кастель Дуранте и Урбино. К концу 15 века выработали собственные стили и техники. На изделиях также начинают ставить «знаки мастера», которые помогают определить авторство и центр производства.Фаэнцабыла наиболее популярным центром производства майолики во всей Италии, считается одним из мест возникновения. Основная масса изделий производилась для бытовых нужд, поэтому ее формы и роспись не были оригинальными. Они имели традиционные для эпохи Возрождения мотивы и орнаменты: путти, маскароны, рога изобилия, гротески, стилизованные арабески или гербы, также мастера иногда расписывали сосуды только декоративными флоральными мотивами. Среди всех мастеров Фаэнцы особенно выделяется Бальдассар Манара, который использовал блюда в качестве холста для своих живописных работ, но иногда он копировал и переносил шедевры живописцев.Дерута. Дерутские изделия, главным образом, отличает некий консерватизм и широкое использование люстра. Их практически не затрагивали новые модные течения, царившие в итальянской майолике. Например, даже повсеместная популярность альбарелл, никак не отразилась на производстве в Деруте, их производили в небольших количествах. Производили свадебные и большие блюда, керамическую плитку сложных форм. В центре блюда поясной портрет, края поделены на радиально расходящийся орнамент.Губбио. Характерен красный, золотистый, красно-рубиновый люстр. Изготавливали плоские чаши с поясными портретами женщин, а также производство свадебных блюд. Изделия имеют красивый металлический отлив. Один из выдающихся мастеров Губбио — Джорджио Андреоли. В его росписях много гротескных орнаментов и фигур, религиозных и мифологических сюжетов, характерных для ренессанса: Три грации, суд Париса, Немейский лев, гидра и т.п.

Кастель- Дюранте и Урбино.Изготавливали блюда с портретами, свадебные блюда или «блюда влюбленных. » На таком блюде жених должен был преподнести своей возлюбленной украшения. Блюда не носили портретного сходства. На бандеролях (лентах) писали распространенные женские имена с непременными эпитетами: «прекрасная», «очаровательная». Выбирали, прежде всего, имя, но, старались, чтобы совпал цвет волос и т.д. В начале в Кастель-Дюранте применялись, главным образом, орнаментальные украшения, а среди них особой популярностью пользовались связки оружия. Фон на борту обыкновенно синий, а на дне блюда или тарелки желтый, сами трофеи же выводились своеобразной серовато-оливковой краской. Одним из самых известных художников, работавших в Кастель- Дюранте, того времени является Николо Урбино. Как и многие мастера, достигшие известности, он покинул маленький городок и переселился в столице герцогства Урбино. Происходит введение живописных копий. Изготавливают мороженицы — специальный гротескный орнамент по белому фону (популярен Маркантонио Раймонди). К 1550г. Урбино преобладает на Фаэнцо.

Для всех мастерских характерно использование пути, масок, фантастических животных, рога изобилия, гротесков (меандр, волна, розетки на белом фоне)

На картинах итальянских живописцев того времени видно, что сосуды альбарелли и блюда с росписью ставили на полках и в специальных шкафах-поставцах так, чтобы было удобнее ими любоваться, рассматривая «картинную» роспись, но также изделия из майолики использовались и в быту.

Презентация по МХК «Майолика эпохи Возрождения»

Описание разработки

Эпоха Возрождения и Маньеризма дала нам новое слово в искусстве керамики – «майолика». Впервые подробное описание изготовления майолики сделал Чиприано Пикольпассо ок. 1557г. Майолика — керамика, покрытая оловянной глазурью. Основные майоликовые мастерские Сиена, Дерут, Кастель Дуранте, Урбино, Губбио. Здесь мастера создавали многообразную, оригинальную, виртуозную по своей росписи керамику, отмеченную тесной связью с достижениями высокого искусства Эпохи Возрождения и античности, живописи, скульптуры, архитектуры. Большое влияние на роспись итальянской майолики оказали крупнейшие художники того времени, такие как Рафаэль, Пинтуриккио, Микельанджело, Пармиджанино.

В чем же заключались особенности новой техники? Как пишет Чиприано Пикольпассо, глину для майолики обычно добывали по берегам рек. Затем она подвергалась тщательной обработке и сушке. Первый обжиг производился при температуре 1000°С. После этого изделия покрывались глазурью, состоявшей из поташа, песка, окислов свинца и олова, разведенных водой до состояния суспензии. Окисел олова выступал как замутнитель, делавший глазурь белой и непрозрачной. Черепок майолики обычно розового цвета, но если глина была красной, из — за повышенного содержания железа, то под глазурь наносился слой белой обмазки — ангоба. Когда глазурь высыхала до порошкообразного состояния, поверхность, покрытую ею, расписывали. Краски, использовавшиеся керамистами, были минерального происхождения. Синий получался из кобальта, зеленый из меди, желтый из мышьяка и железа, пурпурный цвет делали из марганца. Красный пигмент был чрезвычайно редким и добывался из глины, богатой железом. Второй обжиг производился при температуре 950°С и был особенно ответственным.

Что же касается самой итальянской майолики, то своего расцвета она получила в XV — XVI вв. Итальянская майолика отличается от всех других видов керамики прежде всего росписью istoriato. Этот вид декора характерен для всего прикладного искусства Ренессанса — шпалеры, мебель, например, кассоны. оружие, металлическая утварь украшались многофигурными сценами из античной мифологии и истории, а также Библии. Характерным признаком эпохи Возрождения и Маньеризма стала связь ремесла с высоким искусством, которая проявилась и в этой приверженности к декору istoriato. Это естественно, сказалось и в майоликовой росписи. Керамисты Фаэнца, Урбино, отчасти Деруты, и некоторых других майоликовых центров расписывали свои изделия в духе istoriato. Важнейшим фактором распространения художественных идей и изобразительных мотивов в Италии XVI столетия стала гравюра. Графическое воплощение работ великих художников сделали их доступными для керамистов, ювелиров, мастеров по металлу и других деятелей прикладного искусства. Развитие графики и распространение эстампов стало связующим звеном между высоким искусством и прикладным. В майолике XVI столетия отразились все неотъемлемые черты эпохи Ренессанса и Маньеризма. Их пристрастие к античным образцам выразилось в приверженности к гротесковому орнаменту, который характерен для майолики почти всех крупнейших центров керамического производства.

Фаэнце известно с XII века. В 1500 — 1520 гг. оно было самым значительным в Италии. Уже в это время здесь начали изготовлять майолику с росписью istoriato — гораздо раньше, чем в Урбино. Пристрастие к росписи по голубому фону, вносившее в istoriati Фаэнци минорные, меланхолические нотки, особая архаизирующая манера изображения людей, пейзажа, облаков на небе, тончайшие, изящные белые гротески по синему фону бортов блюд.

Дерута находится в непосредственной близости от Ассизи. Поэтому здесь часто делались блюда и вазы с изображением Франциска Ассизского.

Майолика

Майолика (от итал. Maiolica — Мальорка) — разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины (отходов фаянса) с использованием расписной глазури. В технике майолики изготовляются как декоративные панно, наличники, изразцы и т. п., так и посуда и даже монументальные скульптурные изображения.

Содержание

История [ | ]

Производство керамических изделий из обожжённой цветной глины с крупнопористым черепком, покрытых глазурью, существовало уже несколько тысячелетий назад в Египте, Вавилоне и других странах Древнего Востока. В средневековье данная техника проникла из стран Средней, Центральной и Передней Азии на Иберийский полуостров (см. мудехар, азулежу).

В Италию майолика попадала из мавританской Испании через остров Мальорку, от названия которого и произошёл термин «майолика». Техника получила распространение в Италии в XIV в. и достигла расцвета в XVII в. Во Флоренции эпохи Возрождения Лука делла Роббиа и его племянник Андреа стали применять технику майолики к скульптурным рельефам и круглой пластике.

Помимо флорентийского («роббианского») стиля, по всей Европе славились своими изделиями мастерские Фаэнцы, Кафаджоло, Сиены, Урбино, Кальтаджироне, Кастельдуранте и Деруты. Несколько позднее майолика получает развитие в Германии, Франции и других европейских странах.

Итальянская майолика [ | ]

Её происхождение — это Древний Египет – отчасти в связи с этим объясняют прекрасную устойчивость плитки к высоким температурам. В Италию плитка попала в 11 веке, где приглянулась мастеру Лука Делла Роббиа. Он начал проводить с ней разные эксперименты, благодаря которым мы имеем коллекции в сине-зеленых и желто-зеленых волшебных тонах. В качестве основы используется обычно непрозрачная глазурь. [1]

Русская майолика [ | ]

В России расцвет майоликового производства пришёлся на XVIII век. Наиболее известные центры производства — московский завод Гребенщикова, выпускавший изделия с монохромной росписью, и мастерские в подмосковном поселке Гжель, где в то время преимущественно использовалась многоцветная техника. Другим крупным центром майолики ещё в XVII веке был Ярославль, где производились поливные изразцы для украшения стен храмов и интерьеров домов.

Второй пик интереса к майолике пришёлся на «серебряный век» и тесно связан со знаменитым кружком Мамонтова в Абрамцево. Майоликой занимались известнейшие русские живописцы того времени: М. А. Врубель, В. М. Васнецов, А. Я. Головин и С. В. Малютин, а также западные модернисты, в частности Ф. Леже и П. Пикассо, М. К. Эшер.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о