Пропильная резьба по дереву



Содержание страницы

Пропильная резьба по дереву

Скульптурная или объемная резьба

Скульптурная, или объёмная резьба, характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру. В отличии от одностороннего изображения объекта в плоскорельефной и рельефной резьбе объект изображается всесторонне.

Скульптурная резьба имеет тысячелетнюю историю. С давних времён человек воплощал свои религиозные представления в фигурках богов и духов.

С приходом христианства появились скульптурные изображения святых, которые нередко ярко раскрашивали. Они служили украшением многочисленных храмов.

Скульптурная резьба представляет собой объемную станковую или декоративную скульптуру из дерева естественного вида цилиндрической формы или его раскола. Готовое резное изделие или скульптура рассматривается со всех сторон, может иметь очень высокий или совсем низкий рельеф. В этой технике выполняют и маленькую детскую деревянную игрушку и крупную — выше человеческого роста станковую или декоративную скульптуру. Представляет собой структурная или объемная резьба — деревянную скульптуру из натурального дерева. Рассмотреть эту работу можно со всех сторон. Очень часто скульптурная резьба применялась для изготовления детских маленьких игрушек. Большие деревянные игрушки, выполненные скульптурной резьбой можно встретить сегодня в городских парках. Кроме того, выполнение скульптур различных животных, птиц и людей, также до сегодня является популярной в резьбе по дереву. Известные художники-скульпторы создавали целые произведения искусства из дерева. Это В.И.Мухина, С.Т.Коненко и С.Д.Эрьзя. Скульптура разделяется по своем размерам и по назначению на станковую, монументально-декоративную и скульптуры малых форм, которая так же называется камерной.

Грубую обработку большой деревянной скульптуры выполняют пилой или топором. После используют стамески с разными формами лезвий и так же специальным ножом для отделки.

Для будущей скульптуры нужно выбрать хороший деревянный брус без дефектов. После карандашом намечают контуры будущей фигуры и делают зарубку топором. Затем пользуются сначала крупными, а потом мелкими стамесками. То есть, постепенно переходят от грубой, к более тонкой обработке дерева. Срезать древесину необходимо вдоль волокон или наискось очень осторожно перерезать, мелкими срезами, обрабатывая равномерно скульптуру со всех сторон.

Для гладкости верхнего слоя пользуются рашпилем, напильниками, надфилями, циклей, наждачной бумагой и краем стекла. После шлифовки внешней стороны скульптуру используют красители для древесины.

Прорезная, или пропильная резьба по дереву

Прорезная резьба называется также сквозной, или пропильной. При этом способе резьбы удаляют фон. В сочетании с рельефной или геометрической резьбой создается впечатление воздушности изделия.

Приемы выполнения прорезной резьбы очень просты, поэтому с древних времен она широко распространена, особенно в украшении деревянных домов и мебели стилей барокко и рококо в конце XVII — начале XVIII в. Прорезная резьба стала одним из элементов украшения русских деревянных построек, который сохранился во многих городах и селах Сибири и других районов России до настоящего времени. Применяется она и в настоящее время при возведении новых построек.

Выполняют ажурную резьбу стамесками, резаками, долотами различного профиля, а также выкружными пилами, лобзиками, дрелью или коловоротом с набором сверл и перок. Фон удаляют с помощью стамесок, резаков, долот, киянок, а также с помощью выкружной пилы-змейки или лобзика.

Широкое распространение прорезной резьбы объясняется и тем, что по сравнению с другими видами резьбы она менее трудоемка.

Плоско-выемчатая резьба

При плоско-выемчатой резьбе рисунок образуют различной формы углубления — выемки. Фоном является плоская поверхность. Низшие точки рельефа расположены ниже уровня фона, а верхние находятся на его уровне. В зависимости от формы выемок и характера рисунка плоско-выемчатая резьба может быть геометрической или контурной (линейной).

Ажурная (сквозная) резьба

Ажурная (сквозная) резьба по дереву, разновидность художественной обработки дерева, при которой фон полностью выбирается, а остается лишь само изображение, что роднит ее с объемной резьбой. В русском крестьянском искусстве этот вид резьбы находит широкое распространение, в первую очередь в домовом декоре и домашней утвари Севера, Верхнего Поволжья и Восточной Сибири.

Для выполнения ажурной резьбы небольших бытовых предметов и деталей мебели, как правило, используется древесина лиственных пород — липы, березы, осины; в архитектуре — лиственницы и сосны.

С середины 19 века в оформлении жилищ Верхнего Поволжья, областей Нечерноземья и Сибири начинает интенсивно использоваться пропильной декор, покрывающий пышные фронтоны и наличники. Широкий диапазон орнаментальных тем ажурной резьбы — от простейших геометрических форм до изображений людей и животных — используется в сельской местности и современными строителями

Среди наиболее интересных явлений ажурного декора бытовых предметов можно привести поморские и ярославские прялки, чьи лопаски, а иногда и ножки, с разной степенью интенсивности покрыты сквозным узором; удлиненные ручки козьмодемьянских, тверских, вологодских ковшей, покрытые прорезным орнаментом; солонки из Костромской губернии. Резные наличники.

Резьба по дереву лобзиком: шаблоны, фото, советы для начинающих резчиков и продвинутых мастеров

В современном мире, заваленном китайскими безделушками и ширпотребом, изделия ручной работы всегда бросаются в глаза, выглядят дорого и необычно. Особенно, если речь идет не о пластиковых вещах, а о натуральном дереве. Чтобы заполучить такое украшение для себя, можно заказать его у мастера-резчика или попробовать себя в новом искусстве. Для резьбы по дереву при помощи обычного лобзика придутся очень кстати шаблоны и фото готовых работ как начинающему, так и опытному мастеру. Красиво смотрятся сувениры и другие интерьерные мелочи, выполненные в технике резьбы по дереву, кроме того, резные фасады и наличники на частных домах тоже уместны и очень красивы.

Подбираем материалы и инструменты для резьбы по дереву лобзиком

Чтобы украсить свой дом и потренироваться в ручной работе, понадобится совсем немного инструментов и материалов. Основными являются ручной или электрический лобзик, дрель или шило и заготовка из дерева. Помимо этого, не обойтись без наждачной бумаги, лака или краски, заготовленного трафарета и принадлежностей для крепления. Последние зависят от того, какое изделие хочет получить мастер в результате своей работы.

Электролобзик для резьбы по дереву.

Как выбрать подходящий материал для резки по дереву.

Размер и порода заготовок зависят от назначения будущего изделия. Для наличников, элементов фасада дома, декоративных стеновых панелей следует выбирать брус толщиной до 2 сантиметров, высотой и шириной подходящих по размеру. Лучше использовать массив мягких пород дерева, таких как липа или ольха. Для мелких украшений можно использовать фанерную доску толщиной 0,7-1,2 см.

Перед началом работы с деревом нужно определиться с узором для выпиливания. Можно сделать чертежи самостоятельно, а можно подсмотреть лекала в интернете. Чтобы удобно было вырезать, необходимо перенести эскизы на дерево. Сделать это можно несколькими способами. Первый – воспользоваться копировальной бумагой. Второе – приложить к дереву лист с распечатанным рисунком и шилом сделать проколы в углах и местах загиба, после чего убрать лист и соединить точки. Также можно скопировать трафарет по фрагментам. Этот вариант чуть более трудозатратен, но в этом случае можно менять пропорции так, как это необходимо. Кроме того, шаблоны можно менять под свои нужды: добавлять элементы, убирать лишнее, сглаживать углы и так далее.

Готовим рабочее место и создаем заготовку перед началом резки

Для комфортной и легкой работы необходимо заранее подготовить рабочее место. Позаботиться об освещении, вентиляции. Если резьба выполняется дома, можно положить на пол газеты, чтобы было проще собирать стружки после работы. Трафарет перевести на дерево любым подходящим способом. Брусок тщательно обработать наждачной бумагой, выбрать на лобзике необходимое натяжение. Это очень важно, посколько от этого зависит скорость работы, кроме того, при неправильное натяжение может привести к поломке пилки.

Начало выпиливания лобзиком узора по дереву.

Техника выпиливания лобзиком – это прорезная резьба, или ажурная. Она характерна тем, что узор не имеет фона, он прорезан насквозь. Чтобы добиться этого эффекта, первым шагом в пропильной резьбе будет просверлить отверстия в тех местах, откуда требуется выпилить лишнее. После этого в отверстия вставляется пилка лобзика и по нарисованому контуру вырезаются детали нужной формы. Для начинающих лучше подойдут шаблоны с малым количеством деталей и с отсутствием зазубрин, острых углов.

Простые шаблоны резки по дереву для новичков.

Как правильно работать с лобзиком: секрет красивой резьбы

При резьбе по дереву лобзик следует держать перпендикулярно дереву, работать лучше неспеша, чтобы не образовалось лишних вырезов. Важно помнить, что ровная и аккуратная работа, точное повторение лекал и узоров – вот что делает резьбу по дереву красивой и действительно стоящей.

После выпиливания узора изделие необходимо ошкурить, смахнуть пыль и стружки, после чего покрыть лаком, краской или морилкой. Далее деталь нужно закрепить на предназначенное ей место. Важно помнить о том, что для украшений фасада подойдет водостойкая краска для наружных работ, ведь в противном случае изделие будет радовать глаз очень недолго. Если речь идет о сборе шкатулки или подобного, подойдет хороший универсальный супер-клей, клеевой пистолет или другой удобный и привычный мастеру.

Подборка видео на тему статьи

В интернете существует масса различных уроков и мастер-классов по вырезанию из дерева. Ниже представлены некоторые из видео про резьбу по дереву при помощи лобзика.

Пропильная резьба по дереву

Техника обработки дерева уже в X – XII вв. была достаточно развита. Большая часть построек и деревянных резных изделий, показывающих значительное мастерство плотников, резчиков, токарей и столяров, дошла до нас уже от XIX в.

  • Домовая (корабельная) резьба

В 20 -30-е годы XIX в. в крестьянском зодчестве Горьковской области и Среднего Поволжья распространилась так называемая глухая рельефная резьба. Это резьба с непрорезанным (глухим) фоном и высоким рельефом узора. На избы она перешла с волжских судов.

Домовая (корабельная) резьба имеет свободный характер. По всей доске обычно располагается богато и свободно разработанный растительный рисунок, листья завиваются крутыми встречными спиралями, их соединяют и одновременно разделяют изображения многолепесткового цветка, видимого как бы сверху, так что все лепестки располагаются по кругу или вписываются в круг.

Глухая рельефная резьба в XIX и первой половине XX в. применялись для украшения мебели – шкафов, столов, рам для зеркал, футляров для напольных и настенных часов.

Мастер резчик должен владеть всеми видами резьбы, в том числе и теми, которые применяются крайне редко.

  • Ажурная резьба

В середине и во второй половине XIX в. в русских деревянных постройках, как в сельских, так и городских, большое распространение получила ажурная, пропильная резьба, выполняемая при помощи тонкой пилки – лобзика.

Ажурная пропильная резьба украшает фронтоны домов, покрывает наличники окон, обрамление входов и пр.

Ажурная резьба
очень эффективна, она походит на деревянное кружево. В ажурную резьбу перешли многие орнаментально-декоративные мотивы русской глухой, рельефной резьбы. Встречаются в пропильной резьбе и условные, обобщенные, геометризованные изображения женских фигур, очень похожие на изображения в русской народной вышивке и в кружеве.

Дома с сохранившейся еще с прошлого века ажурной резьбой можно встретить во многих городах нашей страны. Особенно много старинных зданий с резным убранством в сибирском городе Томске.

Народным мастерам всегда было присуще чувство меры, потому ажурной резьбой украшались лишь отдельные части здания: наличники окон и дверей, причелины, торцовые доски. В солнечные дни, когда тень от прорезных наличников темным кружевом покрывает гладкие стены домов, выразительность ажурной резьбы усиливается. Но даже в пасмурные дни детали резьбы четким узором выделяются на общем фоне деревянного строения.

Но не только ради красоты пришивали плотники к дому всевозможные накладные детали. Каждая из них имеет определенное практическое назначение. Например, причелина — это доска, прикрывающая концы торчащих из-под кровли слег, чтобы в их торцы. не проникала влага, разрушающая дерево.

То же назначение имеет торцовая доска, которую прибивали к торцам бревенчатого сруба. Наличник окна закрывает стык между обвязкой оконного переплета и бревнами сруба. В северорусских избах стык двух причелин закрывали так называемой кистью, нижний конец которой декорировали ажурной резьбой. Резными делали и так называемые полотенца — нижние концы причелин, выступающие из-под крыши.

В наше время ажурная домовая резьба продолжает применяться для украшения сельских деревянных домов, дачных домиков, беседок, навесов, теремков на детских площадках.

Для выполнения ажурной резьбы потребуются обычные плотницкие и столярные инструменты, а при отделке — резчицкие.

Основной инструмент, применяемый для сверления отверстий в доске,— коловорот. Им в основном сверлят крупные отверстия. Это надежный, проверенный в работе столярный инструмент. Более удобен коловорот с трещоткой, позволяющей поворотом кольца стопорить патрон и изменять направление его вращения при зажиме или освобождении от сверла.

Инструменты для сверления древесины:

  1. коловорот,
  2. сверлилка и плоские центровые сверла,
  3. державка со сменными плоскими сверлами

Отверстия диаметром от 10 мм и более сверлят с помощью специальных плоских сверл — перок. Кроме обычных перок, в продаже бывают универсальные со съемными режущими пластинками. В комплект входит 7 сверл шириной 14, 16, 18, 20, 22, 25 и 32 мм. Если нет возможности приобрести плоские сверла для дерева в магазине, их можно сделать своими руками. Пластинки с режущими кромками изготовьте из полотна старой пилы толщиной 1,5—2 мм, которое достаточно легко можно обрабатывать напильником.

При раскрое полотно ломают по нанесенным глубоким рискам. Риски наносят шабером, напильником или каким-либо другим инструментом из твердого металла. Державку изготовьте из болта или прутка диаметром 8 мм.

Закрепив стержень в тисках, ножовкой для металла сделайте пропил со стороны торца. Перпендикулярно к пропилу просверлите отверстие. В пластинке на соответствующем , расстоянии от верхнего края пробейте пробойником отверстие.

Пластинку соедините с державкой заклепкой. Если хотите сделать державку универсальной, нарежьте в ее отверстии резьбу и подберите соответствующий стопорный винт. Универсальную державку зажимают в патроне коловорота постоянно, а при сверлении отверстий разного диаметра меняют только сверла-пластинки. Перед началом сверления центр будущего отверстия намечают шилом.

Мелкие отверстия сверлят дрелью или сверлилкой. Если вы незнакомы со сверлилкой, посмотрите на рисунок, где она изображена.

Часто ажурную резьбу называют пропильной, так как техника ее основана на пропиливании фигурных проемов в доске. Пилы для выпиливания криволинейных заготовок по внешнему контуру называются поворотными или выкружными. Ширина полотна выкружнои лучковой пилы от 4 до 15 мм.

Узкие полотна применяют при выпиливании заготовок, имеющих крутые линии изгиба, а более широкие — в крупных, с плавными, слегка изогнутыми или прямыми контурами. В отличие От обычной столярной лучковой пилы полотно выкружнои должно поворачиваться. Это дает возможность делать пропилы в разных направлениях, почти не изменяя положения станка пилы.

Станок выкружнои лучковой пилы можно изготовить самим из древесины березы или бука. В зависимости от величины выпиливаемых заготовок и длины имеющихся у вас полотен лучковые пилы могут иметь самые различные размеры. Выкружная пила состоит из двух стоек, которые вставляют в проушины, выдолбленные в утолщенных концах распорки. В нижних частях стоек сверлят отверстия, в которые вставляют выточенные на токарном станке ручки-колки. Ручки должны вращаться с некоторым усилием.

С противоположной стороны на торце каждой ручки делают продольные пропилы, в которые вставляют полотно. Натяжение полотна происходит за счет скручивания закруткой тетивы, стягивающей верхние концы распорок. Тетиву делают из 10—1 2 витков пенькового или льняного шпагата. Вместо шпагата для стягивания верхних концов стоек применяют также пруток с нарезанной с обеих концов резьбой.

Пруток пропускают через отверстия в стойках и, надев металлические шайбы, навинчивают с двух сторон гайки-барашки. Стойки у самодельной выкружной пилы обычно делают удлиненными — это дает возможность выпиливать кривые линии на значительном удалении от края доски. А полотно пилы вместе с распоркой укорачивают. Такой пилой намного удобнее работать, чем стандартной.

Все пилы в основном имеют три вида зубьев: равнобедренные, прямоугольные и наклонные. Если пила предназначена для распиливания древесины поперек волокон, то зубья у нее должны быть равнобедренными треугольниками, если же вдоль, то наклонными.

Выкружная пила, передвигаясь по кривым линиям, пересекает волокна древесины под самыми разными углами. Какую же форму зуба должна иметь выкружная пила? Наиболее универсальной оказалась пила с прямоугольной формой зуба, когда одна из его кромок расположена под прямым углом к полотну. Чтобы увеличить маневренность и легкость хода выкружной пилы, развод зубьев нужно делать довольно большим.

Криволинейные заготовки из дощечек толщиной не более 10 мм выпиливают небольшой выкружной ножовкой или лобзиком.

Основной инструмент для выпиливания в заготовке внутренних проемов — пилы-ножовки с узкими полотнами, имеющими форму клиньев, так называемые курковки. Курковками можно выпиливать заготовки и по внешнему контуру. Кроме обычных курковок разных размеров, применяются универсальные со съемными полотнами.

Толщина полотен курковок 1,5 мм, длина 325—530 мм, ширина у ручки 20—40 мм, форма зубьев прямоугольная. Разводят пилу через один зуб: четные зубья вправо, а нечетные влево. Затачивают вразноточку, то есть вначале через один зуб с одной стороны, а затем, повернув полотно — с другой стороны.

Если курковку не удалось купить, ее изготавливают своими руками из обычной ножовки или полотна старой пилы толщиной 1,5 мм. Полотно ножовки обрезают так, чтобы получился вытянутый острый клин.

Если зубья используемой ножовки имеют прямоугольную форму, то лишний металл отрезают со стороны обушка, если же они иной формы, то обрезать нужно ту часть полотна, на которой расположены зубья, с тем чтобы потом на этой кромке выпилить новые зубья. Разрезать полотно можно следующим образом.

Зажмите полотно в тисках между двумя дощечками так, чтобы выступала только та часть, которую следует отрезать. Вдоль кромок дощечек по полотну несколько раз проведите кончиком шабера, пока не образуется достаточно глубокая риска. Такую же риску нанесите с другой стороны полотна.

Затем ударами молотка согните выступающую часть полотна. Обычно полотно легко переламывается точно по риске. Получившийся при этом шероховатый излом выровняйте напильником.

Полотно укрепите струбцинами на верстаке. Чтобы ненароком не задеть напильником зубья, вдоль них на верстаке прибейте металлическую пластинку толщиной 3—4 мм.

Вначале несколькими проходами напильника снимите металл с одной стороны полотна, а затем с другой. Обычно до строгания поперечное сечение пилы имеет форму прямоугольника, а после — форму острого треугольника или сильно вытянутой трапеции.

При пилении обушок такого полотна не зажимается древесными волокнами и пила легко продвигается в пропиле. Чем шире пропил, образуемый пилой, тем легче изменить направление движения полотна. Особенно это необходимо при выпиливании крутых изгибов. Чтобы получить широкий пропил, полотно пилы хорошо разводят.

Для ажурной резьбы используют доски толщиной 15—25 мм из осины, сосны, березы и ольхи. Поскольку на открытом воздухе древесина березы поражается грибками, вырезанные из нее ажурные узоры обязательно покрывают защитным слоем масляной краски. При выборе материала надо заготавливать хорошо просушенные доски без трещин, покоробленности и с минимальным количеством сучков. Гладкую поверхность досок получают строганием.

Обычно любой пропильной узор состоит из нескольких повторяющихся элементов. Для каждого из них нужно вырезать шаблон в натуральную величину из толстого плотного картона, текстолита, фанеры. Шаблон из картона несколько раз пропитайте олифой и просушите в течение суток. На нашем рисунке изображен шаблон 5-образного завитка — наиболее характерного элемента домовой резьбы.

При выпиливании линий с различной крутизной в работе попеременно участвуют разные участки полотна. Очень крутые линии с маленьким радиусом закругления выпиливают кончиком курковки, то есть самой узкой ее частью.

По мере уменьшения крутизны линии в работу вступает средняя часть пилы, а если пропиливаемая линия почти прямая, в работу включается широкая часть пилы, расположенная ближе к ручке. После выпиливания проемов на резной доске устраните всевозможные огрехи и неточности ножом с узким лезвием и стамесками.



  • Геометрическая резьба

Геометрическая резьба разнообразна по своим приемам и тому зрительному эффекту, который она производит. Здесь различается наиболее применявшаяся трехгранно — выемчатая резьба, само название которой говорит о том, что основу ее составляют различные по размерам выемки, каждая из которых имеет три грани.

За ней идет резьба ногтевидная, в виде углубленных лунок, и резьба контурная. Все разнообразие порезки на том или ином предмете достигалось бесконечным комбинированием и варьированием этих основных приемов.

В настоящее время геометрическая резьба перешла на новые предметы: шкатулки, коробочки, ковши.

Геометрическая резьба — один из самых древних видов резьбы по дереву, при которой изображаемые фигуры имеют геометрическую форму в различных комбинациях. Выполняется такая резьба в виде прямолинейных и дугообразных элементов ножом-косяком и полукруглыми стамесками. Этот вид резьбы популярен из-за простоты выполнения, небольшого набора инструментов, используемых при работе. В то же время эта резьба не требует, как при рельефной резьбе, специальных знаний теории рисунка. Еще одним преимуществом геометрической резьбы является небольшая глубина резного рисунка, не нарушающая композицию самого изделия.

Геометрическая резьба состоит из целого ряда элементов, образующих различные орнаментальные композиции. Квадраты, треугольники, трапеции, ромбы и прямоугольники – это арсенал геометрических элементов, которые дают возможность создавать оригинальные композиции с богатой игрой светотеней.

Основные виды узоров в геометрической резьбе:

а. Цепочка
б. Змейка
в. Соты (квадраты)
г. Змейка с зигзагом
д. Соты (ромбы)
е. Елочки


  • Плоскорельефная резьба

Вторым важнейшим видом резьбы, очень древним по своему происхождению и широко распространенным, была плоскорельефная резьба. Само название резьбы показывает, что основу ее составляет плоский рельеф.

Это значит, что рисунок , обыкновенно свободный растительный, выявляется на поверхности доски или бытовой вещи путем выбирания, т.е. углубления фона вокруг будущего узора. Фон углубляется ненамного (0.5-1см), сам рисунок остается на одном уровне с доской.

Чтобы придать ему большую живость и мягкость, края выявленного таким образом узора, главным образом изображений листьев, ягод, птиц и животных, немного округляются или заоваливаются.




  • Скульптурная резьба

Наряду с плоскорельефной и высокорельефной резьбой (домовой, корабельной) большое распространение получила резьба объемная, скульптурная.

В старину вырезались мастерами – резчиками, обыкновенно из целой деревянной колоды, ульи в виде человеческих или звериных фигур.

  • Прорезная резьба по дереву

В течение многих столетий русские мастера с помощью ножа и топора возводили деревянные дворцы, церкви, крестьянские избы, создавали предметы домашней утвари, украшенные резными узорами. В результате сложились определенные традиции, виды и техника резьбы по дереву. Наибольшее распространие, в силу своей относительной простоты, получила прорезная резьба.

Прорезная резьба по дереву — это резьба с полностью выбранным фоном. Она может быть геометрической, контурной, заоваленной, при хорошем и чистом исполнении придает изделию ажурность и легкость, особенно наличникам, карнизам и ограждениям.

Прорезная резьба по дереву может выполняться как в технике плоскорельефной резьбы (с плоским орнаментом), так и в технике рельефной резьбы. Плоская прорезная резьба нередко применялась для украшения старинной русской мебели. При применении такой резьбы в шкафчиках и ширмах под нее в качестве фона подкладывают яркую ткань.

Фон в прорезной резьбе раньше удаляли долотом или пилой, сейчас же на смену им пришел электролобзик. В последнем случае резьбу называют пропильной. Так как эта операция механизирована, пропильная резьба находит применение при серийном производстве мебели.

Прорезную резьбу с рельефным орнаментом называют ажурной. Такая резьба широко применялась для украшения мебели стилей барокко и рококо в конце XVII— XVIII вв..

Выпиливать орнамент прорезной или накладной резьбы легче, чем выбирать фон с надрезкой контуров в глухой резьбе. Края орнамента не всегда получаются ровными и чистыми, поэтому, их закругляют, срезая узкую фаску по краям или выбирают узкие -галтели-углубления. Особенно тщательного выполнения домовая резьба не требует, поскольку она чаще смотрится издалека.

Домовую резьбу в основном выполняют пилением и сверлением. Следы, оставленные инструментом, зачищают редко, задиры древесины часто не принимают во внимание. Однако многие столяры стараются выполнить такую резьбу как можно чище.

Отверстия в заготовке или в детали просверливают или прорезают круглыми стамесками, мелкими и крупными, что зависит от того, в каком месте детали должно быть отверстие. Для предохранения детали от скалывания ее задней стороной следует плотно прижимать к какой-либо гладкой доске.

Пропиливают детали в такой последовательности. Прежде всего просверливают отверстие, затем вставляют в него электролобзик или ножовку и пропиливают по нанесенным рискам. Заготовку можно укладывать на верстак и пропиливать сверху вниз, но лучше устроить специальную подставку из толстой доски длиной около метра.

Накладная резьба по дереву — это орнамент, выполненный прорезной резьбой и наклеенный или прибитый гвоздями на готовый фон, например, на доску для наличника или на другую деталь.

Накладная резьба при таком способе выполнения получается более четкой по сравнению с глухой резьбой и смотрится гораздо лучше.В этом случае прорезную резьбу надо выполнять как можно чище. Не рекомендуется снимать фаски с обратной стороны детали, так как может создаться впечатление оторванности резьбы от основного фона.

О видах резьбы по дереву также можно почитать статьи:

Пропильная резьба по дереву

Свадебная заколка для волос “Голубь”

Заколка для волос “Кофе”

Заколка для волос “Единорог”

Заколка для волос “Кракен”

Пропильная резьба по дереву

Ажур­ную резь­бу вре­мя от вре­ме­ни име­ну­ют про­пиль­ной или сквоз­ной резь­бой, посколь­ку в ней отсут­ству­ет фон. В прин­ци­пе, фоном в дан­ном слу­чае высту­па­ет всё, что мож­но уви­деть через про­пи­лы. Сквоз­ная резь­ба – это свое­об­раз­ная визит­ная кар­точ­ка дере­ву­шек Рос­сии и ста­рин­ных горо­дов, где по-преж­не­му сбе­рег­лись 1- и 2-этаж­ные стро­е­ния из дере­ва. Одна­ко ажур­ные изде­лия не поте­ря­ли сво­е­го при­зна­ния и в наше вре­мя.

При­чем, ажур­ную резь­бу, кото­рая укра­ша­ет дома из дере­ва, мож­но уви­деть не толь­ко в при­го­род­ных домах, но и в боль­ших горо­дах. Её мож­но встре­тить и на стро­е­ни­ях пло­ща­док для детей, и на неболь­ших построй­ках, по типу кафе­те­ри­ев. Но в чем боль­шей отда­лен­но­сти нахо­дит­ся город, тем чаще мож­но встре­тить «кру­жев­ные» дома. Орна­мен­ты и узо­ры про­пиль­ной резь­бы мно­го в чем поза­им­ство­ва­ны у рельеф­ной резь­бы по дере­ву, с одним толь­ко раз­ли­чи­ем, что “кру­же­ва” не пред­по­ла­га­ют при­сут­ствия фона, о чем упо­ми­на­лось выше.

Отда­дим долж­ное рез­чи­кам по дере­ву, кото­рые соблю­да­ют “клас­си­че­ские” фор­мы, исполь­зу­е­мые наши­ми пра­щу­ра­ми. И хотя фан­та­зия масте­ра не име­ет гра­ниц, ажур­ная резь­ба, в первую оче­редь, пред­став­ля­ет собой изоб­ра­же­ние кон­ту­ров зве­рей, дета­лей рас­те­ний и пере­ви­тые замыс­ло­ва­тые линии. Ины­ми сло­ва­ми, дан­ная резь­ба оста­ет­ся свое­об­раз­ным отоб­ра­же­ни­ем при­ро­ды и исклю­ча­ет любо­го рода нов­ше­ства, отра­жа­ю­щие совре­мен­ный мир.

Для ажур­ной резь­бы все­гда при­ме­ня­лась и про­дол­жа­ет упо­треб­лять­ся сос­но­вая и лист­вен­нич­ная дре­ве­си­на. Для малень­ких поде­лок, деко­ри­ру­ю­щих жилье, заго­тов­ка­ми высту­па­ет бере­зо­вая, оси­но­вая и липо­вая дре­ве­си­на. Но, рас­ска­зы­вая о том, что подоб­ны­ми рабо­та­ми зани­ма­ют­ся про­фес­си­о­на­лы, мы не исклю­ча­ем того, что дан­ное заня­тие по силам и домаш­не­му умель­цу.

Допу­стим, что домаш­ний мастер воз­на­ме­рил­ся деко­ри­ро­вать окна сво­е­го заго­род­но­го дома ажур­ны­ми налич­ни­ка­ми. Для это­го ему, преж­де все­го, пона­до­бят­ся сос­но­вые и лист­вен­нич­ные дос­ки. Решив, как имен­но тре­бу­ет­ся дли­на налич­ни­ков, мастер остав­ля­ет на дос­ках помет­ки и отпи­ли­ва­ет нуж­ное чис­ло заго­то­вок. Перед тем, как начать рабо­ту, тре­бу­ет­ся про­ве­сти обра­бот­ку дре­ве­си­ны при помо­щи рубан­ка и про­чих инстру­мен­тов.

На дан­ном эта­пе не нуж­но спе­шить взять­ся за инстру­мент и немед­ля при­нять­ся за резь­бу. В первую оче­редь масте­ру необ­хо­ди­мо почув­ство­вать себя твор­цом и, вос­поль­зо­вав­шись наброс­ком, нане­сти на бума­гу выбран­ный рису­нок. После того, как рису­нок воз­ник­нет на бума­ге, масте­ру потре­бу­ет­ся пере­не­сти их на заго­тов­ку. Про­де­лать дан­ную зада­чу вам помо­жет обыч­ная копир­ка, но при всём этом не забы­вай­те, что копир­ка обя­за­тель­но оста­вит на дре­ве­сине тем­ные пят­на, кото­рые далее необ­хо­ди­мо будет уда­лить при помо­щи шкур­ки.

После того, как на заго­тов­ку нано­сит­ся рису­нок, уме­лец берет шило и про­де­лы­ва­ет на поверх­но­сти заго­тов­ки точ­ки для свер­ле­ния. После того, как отвер­стие для “вхо­да” пилы высвер­ле­но, мастер берет ножов­ку с заужен­ным ост­рым полот­ном. Дан­ным инстру­мен­том выпи­ли­ва­ют­ся пря­мые и немно­го изо­гну­тые линии. Для про­де­лы­ва­ния полу­круг­ло­го про­пи­ла, необ­хо­ди­мо вос­поль­зо­вать­ся так зва­ной пово­рот­ной пилой.

По окон­ча­нии высвер­ли­ва­ния и выпи­ли­ва­ния рисун­ка, тре­бу­ет­ся под­го­то­вить поверх­ность для даль­ней­ше­го нане­се­ния на нее лаки­ров­ки. После того, как уме­лец пре­одо­ле­ет все зада­чи, “ново­рож­ден­ные” налич­ни­ки необ­хо­ди­мо при­ко­ло­тить, или при­кру­тить при помо­щи само­ре­зов к окон­ным короб­кам. Толь­ко после это­го мож­но начи­нать покры­вать налич­ни­ки. Тип покры­тия каж­дый мастер выби­ра­ет сам. Кста­ти, полез­но будет обра­бо­тать изде­лия анти­сеп­ти­че­ски­ми пре­па­ра­та­ми. Это даст воз­мож­ность уве­ли­чить экс­плу­а­та­ци­он­ный пери­од “кру­жев­но­го” дере­ва.

Виды резьбы по дереву. Основные характеристики

У каждого народа – своя культура, быт, традиции. Но всех объединяет одно – стремление к прекрасному. И если у древнего человека при обустройстве жилья была единственная цель – скрыться от непогоды и диких животных, то с переходом к оседлой жизни меняются приоритеты: развитие науки и культуры ведет к обустройству быта, жилье украшается. Развитие ремесел в той или иной местности зависит от наличия материалов и ископаемых. Так, в районе северных морей, где основными промыслами являются рыбалка и охота, зарождается резьба по моржовой кости. В горных районах с большими запасами руды развивается кузнечное дело. Лесные регионы богаты древесиной. Издавна она используется для строительства жилья и обустройства быта. Заканчивая полевые работы, крестьяне, чтобы скоротать долгие зимние вечера, занимаются резьбой по дереву. Со временем увлекательное хобби превращается в основное ремесло.

Резьба по дереву: основные виды

Со временем этот вид прикладного искусства не только не утратил свою популярность, но и наоборот, получил развитие. В зависимости от типа используемых материалов и способа их обработки выделяются новые виды резьбы по дереву: рельефная, плоскорельефная, скульптурная, плосковыемчатая и пропильная. Основное отличие состоит в расположении узора по отношению к поверхности или фону работы. У каждого из этих видов – свои приемы выполнения, задачи и конечный результат. Остановимся на каждом из них подробнее.

Пропильная резьба

Это один из способов резьбы, когда с полотна полностью удаляется фон. Он имеет и другие названия: прорезная или сквозная резьба по дереву.

Плоскорельефная резьба

Все виды резьбы по дереву отличаются своим отношением к фону: он либо отсутствует, либо находится в одной плоскости с рисунком, или же утоплен на несколько миллиметров вовнутрь. Фоном служит поверхность изделий, которую украшают геометрические фигуры или растительный узор. В данном случае он вокруг поверхности рисунка удаляется и врезается на 5-7 миллиметров вглубь полотна. Выполняется работа таким образом, что фон и рисунок находятся как в одной плоскости, но при этом выглядят объемными, так и в разных: рисунок приподнимается над фоном за счет углублений по его контуру, но при этом все детали находятся на одинаковой высоте. В этом стиле обычно изображают фигурки людей, животных и птиц, элементы растительного мира. Все зависит от задумки мастера и техники исполнения. Чаще всего плоскорельефная резьба используется в архитектуре и прикладном искусстве.

Рельефная резьба

Все виды резьбы по дереву требуют определенной сноровки и мастерства. Начинать нужно с самых простых узоров. Чтобы правильно понять суть каждого элемента, новичку все новые и более сложные детали лучше воспроизводить из пластилина, а потом приступать к обработке древесины. Это касается и рельефной резьбы.

Скульптурная резьба

Рассматривая основные виды резьбы по дереву, нельзя оставить без внимания скульптурную.

Плоскостная резьба

Отличительной чертой этого вида обработки древесины является нанесение орнамента на плоскую поверхность. В зависимости от характера нанесения узора это может быть плосковыемчатая резьба, то есть рисунок выводится в виде выемок, углублений, и плоскорельефная, когда орнамент выступает над поверхностью.

Итак, мы рассмотрели основные виды резьбы по дереву. Конечно, это материал не одной статьи. И даже не одной книги. Опыт мастеров передается из поколения в поколение на протяжении многих веков. Что-то, к сожалению, утрачено, а что-то сохранилось, видоизменилось и переросло в новую отрасль. А это уже хороший признак. Он еще раз доказывает, что данный вид декоративного искусства продолжает развиваться. И сегодня он не менее популярен, чем несколько столетий назад.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о