Батарея литиевая для шуруповерта



Содержание страницы

Переделка шуруповерта на li ion литий своими руками

Уже несколько десятилетий при различных работах используют шуруповерты. Эти приборы питаются от никелевых или кадмиевых аккумуляторов. Но прогресс не стоит на месте, ученые нашли замену таким устаревшим батареям. Их заменили литиевые аналоги. Чтобы пользоваться таким аккумулятором, необходима переделка шуруповерта. Литиевая батарея повысит технические характеристики старого инструмента. Причем такую переделку, возможно, выполнить самостоятельно, не прибегая к услугам специальных фирм.

Замена аккумуляторов

Литиевый аккумулятор шуруповерта отличается рядом преимуществ, которые отсутствовали в кадмиевых аналогах.

Энергетическая плотность АКБ шуруповерта Li ion намного выше. Батарея с литиевыми банками отличается небольшим весом, причем напряжение 12 вольт, а также емкость аккумулятора, остается неизменными. Литиевые батареи заряжаются быстрее ионных аппаратов. Безопасная зарядка длится около 60 минут.

Литий-ионные батареи не обладают «эффектом памяти». Иными словами, их не нужно полностью разряжать, чтобы поставить на зарядку. Среди положительных качеств литиевой батареи, существует и ряд недостатков, которые требуется учитывать:

  • Зарядка литиевых аккумуляторов не должна быть выше 4,2 вольта, а разрядка выше 2,7 вольта. Но это теоретические данные. В настоящей жизни интервал становится еще хуже. При несоблюдении установленных значений, аккумулятор просто перестанет функционировать. Чтобы избежать такой ситуации, после переделки шуруповерта на литий, нужно установить в шуруповёрт специальный контроллер разряда, а также его зарядки.
  • Один Li ion имеет напряжение3,63,7 В. У никелевой батареи оно не больше 1,2 вольта. Другими словами переделка шуруповерта на материал li ion вызывает проблемы, связанные со сборочным процессом батареи, у которой номинальное напряжение равно 12 вольтам. Три литиевых банки, соединенные последовательно, дают напряжение 11,1 вольта, четыре 14,8 В.Изменятся предельные значения напряжения заряда. Иными словами, переделка аккумулятора для шуруповерта связана с решением проблемы совместимости новой батареи с инструментом.
  • Для переделки кадмиевого аккумулятора шуруповерта, умельцы используют литиевые банки 18650. Их габариты отличаются от никелевых банок. Переделка аккумулятора для шуруповерта, требует также предусмотреть установку контролера, которому потребуется дополнительное место.
  • После переделки зарядное устройство никелевых батарей придется доработать, или воспользоваться универсальной зарядкой.
  • Минусовые температуры отрицательно сказываются на работе ионных аккумуляторов. Поэтому таким переделанным шуруповертом не всегда можно работать вне помещения.
  • Стоимость литиевых батарей намного выше кадмиевых аналогов.

Алгоритм переделки АКБ на литий ионную батарею

Как переделать шуруповерт, чтобы получить наивысшую производительность? Для этого требуется строго выполнять некоторую технологическую последовательность.

Подбор подходящего аккумулятора

Соединение батарей делается последовательным, Поэтому номинал напряжения каждого элемента суммируется с последующим. То есть, чтобы получить 14, 4 вольта, потребуется четыре элемента с напряжением 3,3 В.

Чтобы переделать аккумуляторный шуруповерт, нужно покупать миниатюрные батареи только известного производителя. К примеру, аккумуляторы марки LiFePO4, выпущенные фирмой Sistem A123. Емкость элемента достигает 2 300 мА/ч. Этого значения достаточно, для эффективной работы электрического инструмента. Дешевые батареи, сделанные в Китае, не дадут большого эффекта. Они быстро выйдут из строя.

При выборе батареи для переделки, нужно чтобы на выводах были расположены медные полоски. Паять такие элементы намного проще.

Подбор инструментов и материалов

Технология пайки отличается своей спецификой. Температура жала паяльника постоянно высокая. Если АКБ длительное время продержать при таком термическом воздействии, она быстро испортится. Поэтому нагрев паяльника должен быть минимальным.

Чтобы такое произошло, необходимо обычную канифоль заменить паяльной кислотой. Ее можно приобрести в магазине радиодеталей. Для такого процесса придется также приобрести паяльник с мощностью, достаточной для плавки припоя в минимально короткие сроки. Наиболее подходящим будет бытовой паяльник с мощностью 65 ватт. При 100 ваттах АКБ все время будет перегреваться.

Паяльные работы требуют большого опыта. Например, 40 ватный паяльник будет долго нагреваться, можно просто «переборщить». Чтобы начать переделывать ion аккумуляторы, необходимо приобрести следующие детали:

  • Батарея 18650.
  • BMS плата CF-4S30A-A/
  • Провода, сечением 2,5 кв. мм.
  • Паяльник.
  • Корпус старой батареи.

Несколько слов о BMS плате

Она предназначена для осуществления контроля над зарядом или разрядом батареи. CF-4S30A-A рассчитана на четыре банки из аккумуляторных батарей 18650, дающих разрядный ток 30А. Плата оборудована специальным «балансиром». Он выполняет функции контроля заряда каждого элемента отдельно. Это позволяет полностью исключить возможность неравномерной зарядки. Чтобы плата правильно функционировала, батареи для сборки должны иметь одинаковую емкость. Желательно чтобы они были взяты из одного и то же блока.

Промышленность выпускает большое количество плат BMS, отличающихся своими технологическими характеристиками. Для переделки аккумулятора шуруповерта, плата, работающая на токе, значение которого менее 30А, не очень подходит. Она будет постоянно включать режим защиты.

Чтобы восстановить работу, некоторым платам требуется кратковременная подача зарядного тока. Чтобы такое сделать, придется удалить аккумулятор из корпуса, снова подключить к нему зарядное устройство. Плата CF-4S30A-A такого недостатка не имеет. Достаточно отпустить курок включения шуруповерта, если отсутствует ток вызывающий короткое замыкание, плата включится автоматически.

Переделанный аккумулятор на этой плате можно заряжать универсальной зарядкой. Последние модели, компания «Интерскол» комплектует многофункциональными зарядками.

Монтаж литий-ионной батареи

Безусловно, любой монтаж требует предварительно подготовки. Она включает в себя несколько очень важных моментов. Прежде чем, начать паять детали, необходимо определить, как будет устроен отсек крепления аккумулятора. Все нужные элементы должны без труда в нем умещаться.
Затем новые литиевые батарейки скрепляют скотчем. Так как контакты со временем окисляются, перед пайкой их зачищают мелкозернистой шкуркой.

Нюансы паяльного процесса

Сначала контактную часть аккумулятора тщательно обезжиривают. Затем проводят лужение, нагревая приложенный припой. Для лужения больше всего подходит припой ПОС-40.

Прикосновение паяльника с контактом АКБ не должно превышать 2 секунды. Требует особого внимания процесс пайки плюса батареи. Самыми подходящими считаются перемычки из медных проводов, сечением более 2,5 мм. кв. На все провода одевают кембрик, играющий роль хорошего изолятора.

Соединение мини-аккумуляторов должно проводиться специальными перемычками согласно разработанной схеме. Перемычками могут стать металлические полоски или тонкие провода.

На заключительном этапе выполняется подсоединение проводов к сделанным выводам отсека, предназначенным для батареи. Если монтаж сборного блока затруднен, необходимо удалить ребра жесткости. Так как они сделаны из пластмассы, их легко перекусить обыкновенными бокорезами.

Схема распайки контактов

Чтобы подключиться к ЗУ требуется подобрать разъемы, которые соответствуют конкретной модели. Припайка соединительных кабелей выполняется по электрической схеме:

Разъемы для подключения к зарядному устройству выбираются в зависимости от его модели. Оба соединительных кабеля припаиваются по схеме.

  • «+» – 5 и 9.
  • «–» – 1 и 6.
  • Балансировочные контакты (по возрастающей) – 2, 7, 3, 8 и 4.

Несколько полезных советов

Безусловно, установка литий-ионных аккумуляторов имеет большое число положительных качеств:

  • Отсутствие «памяти».
  • Минимальный самозаряд.
  • Можно эксплуатировать инструмент при минусовой температуре.
  • Большой срок эксплуатации (8лет).

Однако эти аккумуляторы отличаются высокой чувствительностью к технологическому процессу зарядки. Напряжение должно всегда иметь минимальные значения, в противном случае АКБ Li-ion быстро придет в негодность. Для выполнения таких условий, необходимо другое ЗУ, стоимость которого на порядок выше. Родное ЗУ шуруповерта не сможет зарядить литий-ионную батарею.

Сказать однозначно, какой аккумулятор для шуруповерта лучше, невозможно. Срок их эксплуатации зависит от аккуратного обращения, от точного соблюдений инструкции, прилагаемой производителем.

Популярные модели

Сегодня АКБ выпускают многие производители. Среди такого большого ассортимента литий-ионных систем, самым востребованным считаются:«Bosh» 10,8, с техническими характеристиками:

  • Емкость – 1,3 А/час.
  • Напряжение – 10,8 В.
  • Габариты -110 х 54 х 52мм.
  • Гарантия -1 год.
  • Мощность – средняя.

Если говорить о никель-кадмиевой батареи, наиболее востребованными остаются марки:

Российские аккумуляторы рассчитаны на небольшое напряжение, отличаются от импортных моделей только ценой. Они намного дешевле, но при этом не уступают своими техническим показателям. Самыми известными считаются модели:

Заключение

Литиевые аккумуляторы всегда считались самыми технологичными устройствами. Но инструмент с такими батареями стоит намного дороже. Можно, конечно, переделать свой аппарат и избавиться от кадмиевых батарей. Однако это вызовет другие проблемы. Поэтому, решение о переделке шуруповерта на литий каждый принимает сам, в зависимости от обстоятельств.

Интересные видео про переделку аккумулятора шуруповерта


Инструменты

Стоимость нового шуруповерта примерно на 70% состоит из стоимости аккумулятора к нему. Поэтому не удивительно, когда столкнувшись с выходом из строя аккумулятора, мы задаем себе вопрос – что дальше? Покупать новый аккумулятор или шуруповерт, а может, есть возможность произвести ремонт аккумулятора шуруповерта своими руками и продолжить работу уже привычным инструментом?

В данной статье, которую условно разделим на три части, мы рассмотрим: виды аккумуляторов, которые применяют в шуруповертах (ч.1), их возможные причины выхода из строя (ч.2) и доступные способы ремонта (ч.3).

Содержание

Аккумулятор шуруповерта: конструкция и виды

Следует заметить, что независимо от марки шуруповерта и страны производителя аккумуляторы имеют идентичное строение. Собранный аккумуляторный блок имеет такой вид.

Если мы его разберем, то увидим, что он собран из небольших элементов, которые собраны последовательно. А из школьного курса физики мы знаем, что элементы, имеющие последовательное соединение, слаживают свои потенциалы.

Примечание. Сумма каждого элемента питания и дает нам итоговое напряжение на контактах аккумуляторной батареи.

Наборные части или «банки», как правило, имеют стандартный размер и напряжение, отличаются они только емкостью. Емкость аккумулятора измеряется в А/ч и указывается на элементе (изображено ниже).

Для компоновки аккумуляторов шуруповертов применяют следующие виды элементов:

  • никель – кадмиевые (Ni – Cd)батареи, с номинальным напряжением на «банках» 1,2V;
  • никель-металл-гидридный (Ni-MH), напряжение на элементах – 1,2V;
  • литий-ионный (Li-Ion), с напряжением – 3,6V.

Рассмотрим более подробно достоинства и недостатки каждого вида.

  • Самый распространённый вид ввиду низкой стоимости;
  • Не страшны низкие температуры, например как Li-Ion батареям;
  • Хранится в разряженном состоянии, при этом сохраняет свои характеристики.
  • Производится только в странах «третьего мира», ввиду токсичности при производстве;
  • Эффект памяти;
  • Саморазряд;
  • Маленькая емкость;
  • Малое количество циклов заряд/разряд, значит, долго не «живут» при интенсивном использовании.
  • Экологически чистое производство, есть возможность приобрести высококачественный фирменный аккумулятор;
  • Низкий эффект памяти;
  • Низкий саморазряд;
  • Большая емкость, в сравнении с Ni – Cd;
  • Большее количество циклов заряд/разряд.
  • Цена;
  • Теряет часть характеристик при длительном хранении в разряженном состоянии;
  • При низких температурах долго не «живет».
  • Нет эффекта памяти;
  • Почти отсутствует саморазряд;
  • Высокая емкость аккумулятора;
  • Количество циклов заряд/разряд в разы больше, нежели у предыдущих типов аккумуляторов;
  • Для набора необходимого напряжения необходимо меньшее количество «банок», что существенно уменьшает вес и габариты аккумулятора.
  • Высокая цена, почти в 3 раза в сравнении с никель – кадмиевым;
  • Через три года происходит существенная потеря емкости, т.к. Li разлагается.

С элементами мы познакомились, перейдем к остальным элементам аккумуляторного блока шуруповерта. Разборка блока, например, для ремонта аккумулятора шуруповерта Hitachi (изображен ниже), очень проста – откручиваем шурупы по периметру и разъединяем корпус.

Корпус имеет четыре контакта:

  • Два силовые, «+» и «-» , для заряда/разряда;
  • Верхний управляющий, он включен через термодатчик (термистор). Термистор необходим для защиты батарей, он отключает или ограничивает ток заряда при превышении определенной температуры элементов (как правило, в диапазоне 50 – 600С). Нагрев происходит по причине больших токов при форсированном заряде, так называемая «быстрая» зарядка;
  • Так называемый «сервисный» контакт, который включен через сопротивление 9Ком. Он используется для сложных зарядных станций, которые выравнивают заряд на всех элементах аккумулятора. В быту такие станции ни к чему, ввиду их высокой стоимости.

Вот собственно и вся конструкция аккумулятора. Ниже приведено видео, о том, как разобрать блок.

Определение неисправности

С назначением элементов конструкции аккумулятора разобрались, теперь рассмотрим, как определить неисправность, это ч.2 ремонта аккумулятора шуруповерта. Сразу заметим, что все элементы разом выйти из строя не могут, а поскольку цепь у нас последовательная, при выходе одного элемента – не работает вся цепь. Значит, наша задача определить, где у нас в цепи самое слабое звено.

Для этого нам будет необходим мультиметр, и для второго способа поиска неисправности лампа на 12В, если Ваш аккумулятор на шуруповерт тоже 12 вольтовой. Порядок действий следующий:

— Ставим аккумулятор на зарядку, ждем сигнала о полном заряде.

— Разбираем корпус и меряем на каждой банке аккумулятора. Для Ni – Cd у нас должно быть 1,2 – 1,4В, в литиевых – 3,6/3,8В.

— Отмечайте все «банки», в которых напряжение меньше номинального. Например, у большинства элементов Ni – Cd напряжение 1,3В, а на одной или нескольких – 1,2/1,1В.

— Собираем аккумулятор и работаем до заметной потери мощности.

— Снимаем, разбираем и меряем падение напряжения на «банках» аккумулятора. На отмеченных элементах «проседание» напряжения будет больше чем на других. Например, на них уже не 1,2В, а 1,0В или еще ниже.

Примечание. Разница между элементами в аккумуляторной батарее в 0,5 – 0,7В считается существенной, это означает, что элемент приходит в негодность.

Таким образом, мы нашли кандидаты на «реанимацию» или «ампутацию» и замену на новые элементы.

Если Ваш шуруповерт работает от напряжения 12 или 13В можно произвести поиск более простым методом. Полностью заряженный аккумулятор разбираем и к контактам «+» и «-» подключаем 12 вольтовою лампу. Лампа будет нагрузкой, и будет разряжать аккумулятор. Далее проводим замеры на элементах батареи, там, где сильнее всего падение напряжения, там и слабое звено.

Есть и другие способы, вместо лампы можно подобрать сопротивление, но для этого уже необходимы азы электротехники, да и сомнительно что бы резистор с необходимым сопротивлением был под рукой.

Другие неисправности очень редко встречаются. Например, потеря контакта в местах пайки батарей или силовых контактах блока, выход из строя термистора. Эта проблемма больше присуща подделкам. В виду редкости, заострять внимание не будем, ограничимся элементами батареи.

С «проблемными» элементами разобрались, необходимо ремонтировать. Как отремонтировать аккумулятор шуруповерта? Вообще для ремонта доступно 2 способа, если так можно выразиться. Это восстановление и замена элементов, которые пришли в негодность.

Можно ли «реанимировать» элементы и как?

Приступим к ч.3 ремонта аккумулятора шуруповерта и сразу оговоримся, что понятие «реанимация» для литий – ионных батарей не применима. Эффекта памяти в них нет, скорее всего, произошло разложение лития, а с этим уже ничего не поделаешь. В таких аккумуляторах необходимо выяснить, в чем причина неисправности: сам элемент или схема управления. Здесь два варианта:

  • меняем схему управления от другой, но аналогичной нашей, батареи, если помогло – находим замену и меняем;
  • подать 4V на элемент с током примерно в 200мА, для этого необходимо регулируемое зарядное устройство. Если напряжение на элементе растет до 3,6V – элемент исправен, проблема в других элементах, либо в схеме управления.

Восстановительный ремонт аккумулятора шуруповерта доступен преимущественно для Ni – Cd батарей, но они, как правило, и самые распространённые в бытовых шуруповертах.

Итак, как реанимировать аккумулятор шуруповерта? Существует два вида «реанимации» для этих видов аккумуляторов:

  1. Метод уплотнения или сжатия (он сработает в тех случаях, когда электролит все еще в наличии, но потерян объём);
  2. «Прошивка» напряжением и током большим от номинального. Этот способ позволяет устранить эффект памяти, и хотя и не полностью, но восстановить утраченную емкость.

Этот способ приведен ниже на видео.

Примечание. Как правило, в никель – кадмиевой батарее основная причина потери емкости – выкипание электролита, и если его критически мало – никакая «прошивка» не поможет.

Этот способ, если его результат будет положительным, не решит проблему выхода из строя элементов. Скорее он лишь отсрочит замену пришедших в негодность и в дальнейшем все равно понадобится ремонт аккумулятора шуруповерта Макита или любого другого.

Ремонт и замена элементов аккумулятора шуруповерта

Более действенный способ ремонта аккумуляторов для шуруповерта – замена элементов, которые определены нами как неисправные.

Для осуществления ремонта нам необходим либо аккумулятор — «донор», в котором часть элементов исправна, либо новые «банки». Приобрести их не составит большого труда, даже в интернете Вы с легкостью найдете с десяток магазинов, которые готовы выслать эти элементы по почте. Цена особо не кусается, например никель- кадмиевый элемент емкостью в 2000 мА/ч стоит в районе 100 рублей.

Примечание. Приобретая новый элемент, следите за тем, чтобы его емкость и габариты совпадали с родными элементами.

Так же нам понадобится паяльник, малокорозийный флюс (желательно спиртовой флюс на канифоли) и олово. О точечной сварке не говорим, так как для разового ремонта аккумулятора вряд ли есть потребность ее приобретать или собирать…

В самой замене ничего сложного нет, тем более если хоть какой — то опыт в пайке есть. На фотографиях достаточно подробно все изображено, обрезаем неисправный элемент, вместо него запаиваем новый.

Необходимо отметить несколько нюансов:

  • при пайке паяльником, старайтесь паять быстро, так что бы аккумулятор не нагревался, т.к. рискуете испортить его;
  • при возможности соединение реализуйте при помощи родных пластин, или используйте таких же размеров медные, это важно потому как токи зарядки большие и при неправильном сечении соединительных проводов они будут греться, соответственно будет срабатывать защита термистора;
  • ни в коем случае не перепутайте плюс батареи с минусом – соединение последовательное, значит, минус предыдущей банки идет на плюс новой банки, а минус новой — на плюс следующей.

После того как спаяли новые элементы, необходимо выравнивание потенциалов на «банках», поскольку они разные. Проводим цикл заряд/разряд: ставим заряжаться на всю ночь, даем сутки на остывание и меряем напряжение на элементах. Если мы все сделали правильно, картина будет примерно такой: на всех элементах одинаковый показатель мультиметра, в пределах 1,3В.

Далее приступаем к разряду батареи, вставляем аккумулятор в шуруповерт и нагружаем его «по полной». Главное щадите сам шуруповерт, иначе придется ремонтировать и его. Доводим до полного разряда. Данную процедуру повторяем еще два раза, т.е. заряжаем и полностью разряжаем.

Следует отметить, что процедуру стирания «эффекта памяти» следует проводить раз в три месяца. Проводится по аналогии вышеописанной тренировки.

Такая не очень хитрая процедура продлит работу Вашего шуруповерта, по крайней мере, до тех пор, пока его самого не придётся менять на новый

Какой аккумулятор лучше всего купить для шуруповерта?

Шуруповерты могут работать не только от электросети, но и от аккумуляторов. Это одновременно и хорошо, и плохо. С достоинствами все понятно: мобильность, возможность работать в местах без доступа к электросети и т.д. Однако известно, что батарея — это одна из самых слабых частей любого электроинструмента в целом и шуруповерта в частности. Поэтому очень важно знать, какая батарея лучше для шуруповерта, и подойти к процессу ее выбора с максимальной ответственностью.

Схема устройства аккумуляторного шуруповерта.

Прежде чем разбираться с тем, какой аккумулятор лучше всего подходит для использования в комплекте с шуруповертом, необходимо разобраться, нужен ли вам такой инструмент, а если и нужен, то аккумуляторами какого типа он может комплектоваться.

Аккумулятор избавляет от множества неудобств:

  1. Не нужно подключаться к электросети.
  2. Нет необходимости в использовании питающих кабелей и всевозможных удлинителей, которые зачастую мешают нормально работать.

Схема устройства аккумулятора.

Однако чтобы аккумулятор в действительности сделал работу более удобной, необходимо разбираться в эксплуатационных и технических свойствах подобных продуктов.

Шуруповерт может комплектоваться разными батареями. Это:

  1. Никель-кадмиевый аккумулятор.
  2. Никель-металлгидридная батарея.
  3. Литий-ионный аккумулятор.
  4. Литий-полимерная батарея. В электроинструментах применяется довольно редко ввиду сравнительно высокой стоимости, но производители активно работают над внедрением данного типа аккумулятора.

При выборе конкретного типа аккумулятора необходимо ориентироваться, прежде всего, на предполагаемую частоту эксплуатации инструмента и на доступный бюджет. Наиболее распространены шуруповерты с тремя типами аккумуляторов. Инструмент с литий-полимерной батареей практически не представлен на рынке, но информация о таких аккумуляторах явно не будет лишней, т.к. их широкая популяризация может произойти уже в ближайшем будущем.

Никель-кадмиевые считаются морально устаревшим вариантом. Однако это не мешает им по-прежнему конкурировать со своими более современными аналогами. Главным преимуществом таких батарей является их невысокая цена. Такой аккумулятор будет стоить в 2-3 раза дешевле, чем металлогидридный вариант. И еще более дешево, чем батареи на основе лития. Однако пользователей зачастую останавливает от покупки такой батареи присущий ей «эффект памяти». Если не соблюдать правила заряда и разряда батареи, ее емкость очень сильно снижается, вплоть до полного истощения. Для такого аккумулятора характерен высокий уровень саморазряда.

Никель-кадмиевый аккумулятор быстро разряжается, но стоит в несколько раз дешевле других аккумуляторов.

Следующий тип батарей — никель-металлгидридные. В них недостатки предыдущего типа серьезно проработаны и сведены к минимуму. «Эффект памяти» хоть и не убран полностью, но имеет гораздо меньшую выраженность. Емкость батарей увеличена, саморазряд снижен. Стоят несколько дороже своих никель-кадмиевых аналогов.

В литий-ионных батареях недостатки предыдущих типов отсутствуют. Однако и они не лишены слабых качеств. Так, их крайне не рекомендуется полностью разряжать, равно как и заряжать сверх меры. Это может привести к поломке аккумулятора, которая чаще всего сопровождается взрывом. Однако современные зарядные устройства позволяют избежать подобных неприятностей. Стоят заметно дороже, чем 2 рассмотренных ранее аналога.

Никель-металлгидридные батареи рекомендуется использовать для бытовых нужд. Они дешевые, и в случае поломки батарейную сборку при желании можно будет перепаять своими руками. Помимо этого, можно купить современное интеллектуальное зарядное устройство, которое позволит избавиться практически от всех недостатков такой батареи.

Чтобы окончательно определиться с выбором аккумулятора, необходимо детально рассмотреть их рабочие особенности, сильные и слабые стороны.

Никель-кадмиевый

Никель-металлгидридная батарея имеет высокую емкость батарей и низкий уровень саморазряда.

Такие аккумуляторы были изобретены еще более века назад. Несмотря на такую внушительную историю, по ряду эксплуатационных характеристик они находятся впереди современных аналогов.

Среди недостатков таких батарей следует отметить:

  1. Сравнительно большие размеры и вес.
  2. Выраженный эффект памяти.

Под эффектом памяти в данном случае следует понимать явление, при котором емкость аккумулятора для заряда снижается из-за того, что во время эксплуатации ему не давали полностью разряжаться. Чтобы было более понятно, можно провести аналогию со стаканом воды. В пустой стакан можно налить некоторое количество воды. И этот объем будет больше, чем тот, который вы сможете налить в другой стакан, но уже заполненный каким-либо веществом. То есть если вы не будете достаточно разряжать батарею, через время активное вещество изменит свою структуру и емкость аккумулятора уменьшится. Поэтому очень важно соблюдать инструкцию по эксплуатации.

Однако главная проблема, из-за которой эра никель-кадмиевых аккумуляторов может вскоре закончиться, является токсичность кадмия и особый порядок утилизации таких батарей, которая стоит очень дорого. Однако во всем остальном у никель-кадмиевого аккумулятора для шуруповерта нет конкурентов. Он обеспечит эффективную работу в тех случаях, когда:

Схема устройства литий-ионного аккумулятора.

  1. Необходима надежность и неприхотливость.
  2. Хочется приобрести долговечный аккумулятор, который выдержит более 1000 циклов заряда и разряда.
  3. Нужно, чтобы аккумулятор мог храниться в течение продолжительного времени.
  4. Работа требует использования больших зарядных токов.
  5. Придется работать в сложных эксплуатационных условиях.
  6. Необходимо работать при низких температурах воздуха.
  7. Нужен аккумулятор, способный поддерживать напряжение на стабильном уровне в течение всего цикла работы.
  8. Необходима максимальная скорость полного разряда батареи.

Таким образом, никель-кадмиевый аккумулятор хорошо подходит для комплектации шуруповертов и других электроинструментов.

Никель-металлгидридный

Этот аккумулятор разрабатывался с целью решения основных проблем, характерных для никель-кадмиевых батарей. По сравнению с предшественником, аккумулятор данного типа характеризуется:

  1. Меньшим весом и габаритами.
  2. Малой токсичностью.
  3. Менее выраженным эффектом памяти.
  4. Более высоким показателем удельной емкости.
  5. Большей устойчивостью к механическим повреждениям.

Литий-полимерная батарея имеет самую высокую цену среди аккумуляторов, но оправдывает это продолжительностью держания заряда.

Однако есть и ряд недостатков:

  1. Аккумулятор довольно быстро разряжается.
  2. Его нельзя использовать при температуре воздуха ниже -10 градусов.
  3. Восстановление емкости можно осуществить не более чем в половине случаев.
  4. Более скромный, по сравнению с никель-кадмиевым аналогом, срок эксплуатации.
  5. Более высокая стоимость.
  6. Чувствительность к глубокой разрядке.
  7. Заряжаются гораздо дольше.

Таким образом, никель-металлогидридные батареи заметно уступают по своим эксплуатационным свойствам никель-кадмиевым аккумуляторам. И хотя их используют в комплекте с шуруповертами, чисто с пользовательской точки зрения это не самый лучший вариант.

Литий-ионный

Производители активно продвигают литий-ионные батареи. Такой вариант имеет как множество преимуществ, так и внушительный перечень слабых качеств.

Среди сильных сторон литий-ионного аккумулятора можно отметить:

  1. Высокую удельную емкость, практически в 2 раза превышающую аналогичный параметр для никель-кадмиевых аналогов.
  2. Компактный размер и малый вес.
  3. Самую высокую электрическую плотность.
  4. Отсутствие эффекта памяти.

К недостаткам нужно отнести:

Таблица сравнительных характеристик аккумуляторов.

  1. Плохую переносимость низких температур.
  2. Ограниченный и довольно низкий, по сравнению с никелевыми аналогами, срок эксплуатации.
  3. Прихотливость в использовании.
  4. Относительную взрывоопасность.
  5. Отсутствие возможности восстановления.
  6. Высокую цену.
  7. Необходимость применения «родной» зарядки.

Однако, несмотря на довольно обширный перечень недостатков, литий-ионные аккумуляторы очень активно используются в разнообразных электроинструментах, в том числе и в шуруповертах. Главной причиной такой популярности батарей этого типа является их очень высокая емкость. Однако перед покупкой подобного аккумулятора нужно подумать, насколько часто и интенсивно будет применяться шуруповерт и есть ли смысл переплачивать за батарею, которая не будет использоваться в полную силу.

Литий-полимерный

Современная разработка, выполненная на базе литий-ионной технологии. Стоят довольно дорого, поэтому пока что очень редко применяются в комплекте с бытовыми электроинструментами. Главным отличием от литий-ионных батарей является то, что вместо электролита в них используется гелеобразный полимер. Это позволило производителям аккумуляторов обеспечить еще более высокую емкость и избавиться от любых ограничений, касающихся формы корпуса изделия. Помимо этого, такие батареи характеризуются гораздо меньшей взрывоопасностью.

Среди явных недостатков литий-полимерных батарей нужно выделить:

Схема накопления и расхода электрической энергии в аккумуляторе.

  1. Скромный срок эксплуатации — обычно он не превышает 2 лет или 300-500 циклов заряда-разряда.
  2. Высокая прихотливость в использовании. Пользователю нужно будет в точности соблюдать режим эксплуатации, иначе батарея выйдет из строя еще быстрее.

Как уже отмечалось, используются они довольно редко, но оценивая активное внедрение их ближайших предшественников, данный процесс сдерживается исключительно их высокой стоимостью.

Именно она не позволяет литиевой технологии полностью вытеснить никель-кадмиевые батареи с рынка электроприборов для домашнего и профессионального применения.

Сфера использования

При выборе аккумулятора нужно учитывать не только его тип, но и то, в каких условиях и с какой периодичностью будет использоваться электроинструмент. Сфера его будущего применения — такой же важный параметр, как и тип.

Так, если шуруповерт будет использоваться на производстве или, к примеру, человеком, который регулярно оказывает услуги ремонта, нужно обеспечить безотказную работу инструмента на протяжении продолжительного времени, возможность работать в любых температурных и прочих погодных условиях, возможность максимально быстрой зарядки, неприхотливость в обращении и т.д.

При наличии таких требований самым лучшим вариантом является никель-кадмиевая батарея. Помимо этого, именно такой аккумулятор позволяет работать с мощными шуруповертами профессионального уровня. Чтобы полностью избавить себя от проблем с автономностью работы шуруповерта, можно приобрести дополнительную или даже несколько запасных батарей. Это позволит не прерываться во время работы на зарядку аккумулятора.

Если же шуруповерт будет использоваться исключительно в быту для периодического выполнения каких-либо задач, здесь возможно 2 варианта развития событий. Так, если вам нужен аккумулятор, который будет добросовестно служить 5-6 лет и не откажет в самое неподходящее время, покупайте никель-кадмиевую батарею. Если же вам не хочется соблюдать условия разряда-заряда батареи и периодически «тренировать» ее при отсутствии такой необходимости, вам подойдет литий-ионный вариант. Такой аккумулятор хорошо подходит для шуруповертов низкой и средней мощности, у него большая емкость, его можно заряжать вне зависимости от того, насколько он разряжен. Дополнительным плюсом литий-ионных батарей является их малый вес и размер, что делает работу еще более удобной.

Емкость батареи и стоимость

Помимо всего прочего, нужно обязательно обращать внимание на емкость аккумулятора. От нее напрямую зависит то, сколько времени вы сможете работать своим шуруповертом. Данный показатель свидетельствует о времени, в течение которого батарея сможет обеспечивать наибольший ток разрядки. Измеряется мощность в мА/ч.

Самая низкая емкость у никель-кадмиевых батарей. Самая высокая — у аккумуляторов на литиевой основе.

Однако это вовсе не означает, что с никель-кадмиевым аккумулятором нельзя будет работать в быту. Можно, без особых проблем, если только вы не строите дом с нуля или же не держите на своем участке полноценный столярный цех.

Для большинства пользователей решающим моментом является стоимость аккумулятора. Если сравнивать батареи по данной характеристике, то можно расположить их в следующей последовательности, начиная от самых дешевых к наиболее дорогим:

  1. Никель-кадмиевые аккумуляторы.
  2. Никель-металлогидридные батареи.
  3. Литий-ионные аккумуляторы.
  4. Литий-полимерные батареи.

Чтобы было понятнее, за стоимость шуруповерта, укомплектованного литий-ионной батареей, можно купить инструмент с двумя никель-кадмиевыми или никель-металлогидридными аккумуляторами.

Таким образом, если нужен бюджетный, надежный и долговечный вариант, и вы готовы соблюдать условия эксплуатации, покупайте шуруповерт с никель-кадмиевым или никель-металлогидридным аккумулятором. Если же наиболее важными параметрами для вас является емкость и неприхотливость в эксплуатации, отдавайте выбор в пользу батареи на основе лития. Удачного выбора!

Аккумуляторы и батареи

Информационный сайт о накопителях энергии

Переделка шуруповерта на литиевые аккумуляторы 18650

Каждый мастер встречается с проблемой снижения работоспособности инструмента, или полного отказа из-за аккумулятора. Производители используют в 12-ти, 14-ти, 18-ти вольтовых шуруповертах аккумуляторы из никель-кадмиевых батареек. Схема последовательной сборки нескольких элементов создает нужное напряжение. Замена никель-кадмиевых батареек на литийевые увеличивает срок службы аккумулятора, облегчая конструкцию. Обязательная установка платы BMS добавляет надежность. Поэтому переделка шуруповерта на литиевые аккумуляторы, в основном, на форм-фактор 18650, оправдана.

Смысл и порядок переделки шуруповертов на литиевые аккумуляторы

Почему никель-кадмиевые аккумуляторы быстро выходят из строя? В гирлянде последовательно соединенных банок каждая особенна. Химический процесс индивидуален, заряд в закрытых системах различный. При неисправности в одной банке, конструкция не дает нужное напряжение. Система контроля и балансировка заряда в отдельных компонентах не предусмотрена.

  1. Каждая Ni-Cd банка дает 1,2 В, а li-ion 18650 – 3,6 В.
  2. Емкость литиевой батарейки в 2 раза больше никель-кадмиевой, близкого размера.
  3. Перегретая батарейка li-ion грозит взрывом и возгоранием, поэтому установка контроля равномерности заряда в банках обязательна. В никель-кадмиевых батарейках BMS не ставят – производитель не заинтересован.
  4. У литиевых элементов нет эффекта памяти, в отличие от Ni-Cd, заряжать их можно в любое время и в течение часа.
  5. Шуруповерт становиться значительно легче после переделки аккумулятора на li-ion, с использованием банок 18650.

Есть только два препятствия для переделки шуруповерта под литиевые аккумуляторы – с ним невозможно работать при минусе. Емкость банок падает, начиная с понижения уже от +10 0 С. Литиевые аккумуляторы дороги.

Зная, какое требуется входное напряжение на шуруповерт, переделка зарядного устройства производится, с учетом размещения банок литиевого аккумулятора и управляющих элементов в заводском контейнере. Также можно поступить с фонариком, модернизировав гнездо под блок из элементов 18650.

Допустим необходима переделка 12 В шуруповерта, использующего Ni-Cd банки на li-ion. Если использовать 3 банки, напряжения на выходе недостаточно: 3,6 х 3 = 10, 8 В. С 4-мя компонентами мощность аппарата будет выше: 3,6 х 4 = 14,4 В. При этом инструмент станет легче на 182 г, несколько увеличится его мощность, емкость – сплошные плюсы. Но при демонтаже необходимо оставить клеммы и родной термодатчик.

Переделка шуруповерта на литиевые аккумуляторы 18650 14 В

При переделке шуруповертов разной мощности и фонариков с Ni-Cd на Li-ion, чаще используют аккумуляторы форм фактор 18650. Они легко встают в контейнер или гнездо, так как вместо двух-трех родных устанавливают один литиевый. Переделка АКБ шуруповерта должна вестись с учетом особенностей литиевых аккумуляторов на 18650.

Этот вид источников энергии не переносит глубокий разряд и излишний заряд. Значит, необходимо использовать платы управления величиной напряжения. Так как каждая батарея имеет свой характер, их заряд корректируется балансиром. Смысл переделки шуруповерта с напряжением на 14,4 В заключен в создании прибора с использованием литиевых аккумуляторов для облегчения ручного инструмента и повышения его работоспособности. Больше всего для этих целей подходят литиевые аккумуляторы 18650.

При подборе комплектующих, следует учесть, пусковой ток шуруповерта высок, необходимо выбрать соответствующий BMS на нужное количество банок и не менее чем на 30 А. Для переделки зарядки шуруповерта на литиевый аккумулятор необходимо запастись хорошим паяльником, не кислотным флюсом и толстыми проводами для выполнения перемычек.

  • Литий-ионные банки в количестве 4 шт.
  • Контроллер li-ion аккумулятора на 4 банки, хорошо подходит CF-4S30A-A. В нее встроен балансир, контролирующий заряд каждого элемента.
  • Термоклей, флюс для паяния ТАГС, припой.
  • Термостойкий скотч;
  • Соединительные перемычки или толстый провод в изоляции сечением не менее 0,75 квадрата, порезанный для мостиков.

Порядок работы по переделке шуруповерта под 18650:

  • Разобрать корпус и извлечь из контейнера связку из 12 Ni-Cd элементов.
  • Убрать гирлянду, оставив разъем с выводами «+» и «-» . Вместо термодатчика установится термопара от контроллера.
  • Спаять сборку, учитывая, что нельзя использовать кислоту, только нейтральный флюс и чистый припой. В период соединения нельзя разогревать крышки. Работать точечно.
  • Подключить балансировочные точки к контроллеру, согласно схеме. На плате разъемы предусмотрены.
  • Соединить сборку с выводами плюса и минуса.
  • Проверить работоспособность схемы. Если все работает, собранную АКБ, контроллер разместить в гнезде, закрепить с помощью герметика.

Если ЗУ не универсальное, потребуется дополнительная переделка. Шуруповерты на 12 V с универсальным зарядным устройством собирают так же, но используется защитная схема подключения 3х18650 3,7 В на литиевые аккумуляторы. Точно так же переделывается отвертка с использованием комплекта АКБ 18650 в количестве 2 элементов.

Переделка шуруповерта «Макита» на литиевый аккумулятор

Есть «Макита» шуруповерт с аккумулятором емкостью 1,3 А/ч и напряжением 9,6 В. Чтобы сменить на нем источник питания на литий-ионный, потребуется 3 компонента 18650. Переделка предоставит старому инструменту новые возможности: увеличит продолжительность работы на одном заряде, добавит мощность, так как рабочее напряжение поднимется до 10,8 В.

Для конструкции потребуется использовать BMS, управляющий контроллер, поддерживающий режим работы литиевых элементов в рабочих пределах. С этим прерывателем зарядка каждой банки будет равномерной без превышения 4,2 В, нижнее напряжение 2,7 В. Здесь применяется встроенный балансир.

Параметры контроллера должны сопровождать работу инструмента при повышении рабочего тока до 10-20 А. Обеспечить работу без отключения сможет плата на 30 А Sony VTC4, рассчитанная на емкость 2100 А/ч. Из 20 амперных подойдет Sanyo UR18650NSX принимающие энергии 2600А/ч. Плата нужна для 3 элементов, что маркируется в классификации 3S. При этом в плате должно быть 2 контакта, плюс и минус. Если выводы имеют обозначения с буквами «Р-«, «Р+», «С-», они предназначены для более поздних моделей шуруповертов.

Пошаговая инструкция переделки шуруповерта Макита на литиевые аккумуляторы выглядит так.

  1. Разобрать аккумулятор на клею можно, если на весу обстукивать место соединения молотком с мягкой головкой. Направление удара вниз, в стык по нижней части корпуса.
  2. Взять от старой сборки только контактные пластины, аккуратно отсоединив их от батареи. Датчик и размыкатель нужно оставить.
  3. Спаять 3 элемента последовательно, пользуясь флюсом ТАГС и перемычками с изоляцией. Сечение провода должно быть больше 0,75 мм2.
  4. Собрать схему с контроллером, и соединить блок питания с контактными разъемами проводами 1,5 квадрата.
  5. Проверить работоспособность схемы и собрать корпус, снова посадив его на клей.

В шуруповерте со старым зарядным устройством DC9710 после окончания зарядки литиевого аккумулятора 18650 красный светодиод на панели выключится. За уровнем заряда следит встроенный контроллер.

ЗУ Макита DC1414 Т используют для зарядки источников питания на 7.2-14,4 В. Пока идет зарядка, горит красный свет. Но при зарядке литиевого аккумулятора, его напряжение не укладывается в стандарты солевых изделий, и после 12 В зарядное начнет мигать красным и зеленым. Но нужная зарядка уже есть. Шуруповерт готов к работе.

Переделка шуруповерта «Хитачи» 12 В на литиевые аккумуляторы 18640

Особенности переделки шуруповерта «Хитачи» 12 В на литиевые аккумуляторы. Очень компактное гнездо под аккумуляторные элементы предназначено для пальчиковых элементов. Поэтому следует подготовить место под 18650 элементы. Необходимо вырезать у перегородки одну сторону, чтобы плотно разместить 1 элемент.

Нужно обзавестись флюсом, плоской металлической соединительной лентой, термоклеем. Устанавливать литиевые аккумуляторы в шуруповерт при переделке необходимо через защитный контроллер. Он должен обслуживать 3 элемента 18650, напряжением 3,7 В и рассчитан на 20-30 ампер.

Извлечь старую батарею из гнезда, аккуратно отсоединить контакты в сборке с датчиком температуры и индикатором включения. Зачистить и подписать контакты. Их следует вывести в одну сторону, соединить припоем с выводами из толстых проводов и залить сборку термоклеем.

Собрать источник энергии с одним из контроллеров, рассчитанных на 3 элемента. Собрать последовательную схему из 3-х Li-ion элементов. Подключить контроллер. Переделка литиевого 12-вольтового аккумулятора завершается, когда конструкция будет установлена в блоке, закреплена, и индикатор зарядки загорится. После полной зарядки замеры показывают 12,17 вольт в наружной сети. Но этого достаточно для безотказной длительной работы прибора.

Переделка шуруповерта «Интерскол» на литиевые аккумуляторы 18650

Рано или поздно никель-кадмиевая сборка из 15 банок отказывает. Один- два элемента заленились, и получить напряжение на выходе уже невозможно. Современные ДШ «Интерскол» на литиевых аккумуляторах служат гораздо лучше. Переделка шуруповерта на литиевые аккумуляторы 18 вольт мастерами освоена.

Необходимо приобрести плату защиты на 5S, 3,7 В и 40-50 А. Потребуется балансировочная плата и сами источники энергии – 5 аккумуляторов литиевых 18650, можно оставить с заводскими терморезисторами, удлинив провода. При монтаже создать контактную площадку, вставить сборку, проверить работоспособность, закрепить. Особенности сборки советы мастера подробно даны в видео. Здесь полная информация о переделке 18-вольтного литиевого шуруповерта

Как можно просто и быстро восстановить аккумулятор шуруповерта

Электрические шуруповерты-дрели бывают двух типов: работающие от сетевого источника питания и от аккумулятора. Оба типа имеют свои преимущества и недостатки. Для использования сетевого шуруповерта приходится к месту работы тянуть кабель, что далеко не всегда удобно, а иногда и очень опасно (например, если приходится работать на значительной высоте). Для аккумуляторного типа главный недостаток — частое восстановление аккумулятора шуруповерта.

Устройство сетевого шуруповерта.

Почему аккумулятор не держит заряда

На первый взгляд может показаться, что это неудобство не столь значительно — достаточно купить новый аккумулятор для шуруповерта, заменить им севший и продолжать пользоваться инструментом дальше. Но загвоздка в том, что почти у каждой модели, не говоря уже о торговых марках, аккумулятор свой, и с другими марками инструмент работать не будет. Да и стоимость аккумулятора в разных моделях шуруповерта колеблется от 60 до 70% первоначальной стоимости инструмента. Если учесть, что срок службы аккумуляторов даже при исключительно правильной эксплуатации и хранении не больше 3-4 лет, а по факту — не больше 2 лет, то такая замена влетит хозяину в немалую копейку.

В разных марках шуруповерта используются разные типы батарей. Аккумулятор может быть:

  • никель-кадмиевый;
  • никель-маталлгидридный;
  • литий-ионный, или в просторечии литиевый.

Схема устройства аккумуляторного шуруповерта.

Потеря емкости аккумулятора шуруповерта — процесс неизбежный, независимо от типа аккумулятора, и его можно только замедлить, но не избежать. Он зависит от количества использованных зарядов и способа хранения инструмента. Проще говоря, чем интенсивнее используется шуруповерт, тем быстрее садится его аккумуляторная батарея. Но и у редко используемого инструмента аккумулятор самопроизвольно сокращает свою емкость (особенно если хозяин хранит его разряженным), уменьшаясь каждый месяц (в зависимости от типа аккумуляторной батареи) на 3-4% своей первоначальной емкости.

Непосредственной причиной потери емкости аккумулятора является окисление внутри элемента аккумуляторной батареи, по-научному это называется суфальтацией. Если разобрать аккумулятор, то на поверхности поврежденных сульфатацией элементов можно увидеть желто-белый порошок. Понятно, что такие элементы работать нормально уже не могут.

Определить, теряет аккумулятор емкость или нет, можно и не разбирая его, тем более что большинство современных аккумуляторов для шуруповертов считаются неразборными блоками. Для такого теста даже специальных приборов не нужно, достаточно просто положить на аккумулятор руку во время зарядки и немного ее подержать. Если аккумулятор исправный, то он нагревается примерно до 30ºС, и рука такого нагрева практически не почувствует, а вот если емкость аккумулятора уменьшилась, то нагрев будет сильнее — 50-60ºС, и рука его легко почувствует.

Что такое «память заряда»

Схема устройства литий-ионного аккумулятора для шуруповерта.

Главное, на что нужно обращать внимание при покупке шуруповерта — на показатели напряжения и емкости его аккумулятора. У большинства таких инструментов емкость не превышает 2,7А/ч. Заряжаются такие инструменты от обычной бытовой сети с напряжением в 220В, для чего в комплект инструмента входит зарядное устройство. Диапазон напряжения в разных моделях находится в пределах от 6 до 22 В. Полностью разряженной батарее требуется время на зарядку в среднем 5-6 ч.

По своей мощности шуруповерты можно разделить на профессиональные, полупрофессиональные и бытовые. Самые мощные и долговечные — профессиональные, но они же и самые дорогие. А самые ходовые (они же самые дешевые) — бытовые, оснащенные преимущественно одной или двумя никель-кадмиевыми аккумуляторными батареями.

Главной проблемой этих батарей считается так называемый эффект памяти их заряда. Для полупрофессиональных инструментов, снабженных преимущественно никель-маталлгидридными аккумуляторами, эта проблема стоит не так остро, а для профессиональных инструментов с литиево-ионными батареями эта проблема практически не возникает.

«Эффект памяти» возникает тогда, когда не разряженная до конца емкость снова ставится не подзарядку, но снова заряжается не до конца. В этом случае аккумулятор просто перестает «понимать», насколько полон его заряд. Если причина падения мощности батареи в этом, то устранить ее относительно просто. Сначала нужно разобрать аккумуляторный блок, обнаружить в нем недозаряженные элементы и «разогнать» их — зарядить большим, чем положено по инструкции, током, затем полностью разрядить и снова подзарядить, но не на полную мощность. Если электролит из батареи не испарился, то шансы на успешное восстановление аккумулятора шуруповерта в этом случае очень приличные.

Подготовка к операции восстановления

Схема соединения аккумуляторов шуруповерта.

Перед тем как восстановить аккумулятор, нужно хотя бы в пределах школьной программы разобраться, что такое электричество и как оно работает в аккумуляторных батареях.

Также для выполнения восстановления понадобятся инструменты и материалы:

  • отвертка;
  • тестер;
  • паяльник;
  • олово с добавлением малокоррозийного флюса.

Чтобы восстановить утерянную мощность аккумулятора шуруповерта, нужно иметь под рукой еще одну, «донорскую», батарею.

Поэтому лучше всего при покупке инструмента выбирать такую модель, в комплект которой входит вторая аккумуляторная батарея.

Хотя если второй «родной» батареи нет, можно использовать и старый аккумулятор с другого шуруповерта, если батареи обоих инструментов одного типа. Внутреннее устройство никель-кадмиевых батарей выполняется по единой технологии, поэтому позволяет менять некоторые внутренние элементы.

Перед тем как восстановить аккумулятор шуруповерта, сначала нужно по максимуму зарядить обе батареи, выдержав инструменты на зарядке не менее 6 часов каждый. Затем, отключив от зарядки, отсоединить восстанавливаемый аккумулятор от инструмента и аккуратно снять с него пластмассовую крышку. Инструментов для такой операции ни одна фирма не предусмотрела, поэтому приходится действовать тем, что есть под рукой: широкой отверткой или ножом с прочным твердым лезвием.

Состав аккумуляторной батареи.

Выполнять эту операцию нужно предельно осторожно и аккуратно, чтобы не повредить крышку и по возможности сохранить в целости ее фиксаторы. Хотя последнее удается редко, и впоследствии при обратной сборке блока крышку приходится фиксировать клеем «Момент», «Секунда» или другими подобными им.

Никель-кадмиевые батареи состоят из отдельных элементов — «банок», каждая из которых имеет номинальное напряжение 1,2 В и энергоемкость 1200 — 1500 мА/ч. Общую мощность батареи обеспечивает различное количество элементов внутри батареи. Так, в батарее мощностью 9,6 В будет 8 «банок», 12 В -10, 14,4 В — 12 и т.д.

Вопреки расхожему мнению несведущих обывателей, аккумуляторная батарея очень редко разряжается до нуля, а потерю ее мощности провоцируют отдельные поврежденные элементы. Именно это обстоятельство и позволяет восстанавливать «севшие» аккумуляторы.

Очередность этапов восстановления

Для выявления поврежденных элементов лучше всего использовать тестер, проверив с его помощью все «банки» в восстанавливаемой батарее. У рабочих банок напряжение будет приближаться к номиналу 1,2 В. У неработоспособных элементов этот показатель будет приближаться к нулю. Неисправные банки нужно пометить маркером, чтобы впоследствии выполнить их замену.

Затем ту же процедуру нужно проделать с батареей-«донором». Единственное, что здесь нет надобности проверять все «банки», достаточно обнаружить необходимое для замены количество работающих элементов, которые тоже нужно пометить маркером.

Аккумулятор шуруповерта в разобранном виде.

После этого из восстанавливаемого аккумулятора нужно извлечь поврежденные элементы, а из «донорского» — нужное количество рабочих, впаяв их в первую батарею на место поврежденных. Пайку нужно выполнять аккуратно, обязательно для этой работы использование олова с малокоррозийным флюсом. Спаянная вместе сборка вставляется в корпус аккумулятора.

И завершающим штрихом в восстановлении работоспособности аккумуляторной батареи является операция выравнивания заряда, своеобразная «притирка» элементов из двух комплектов. Выполняется она просто: сначала собранный аккумулятор нужно зарядить под завязку, а потом полностью разрядить.

На зарядке батарею нужно держать 10-12 часов, а не 5-6, как обычно, а после зарядки нужно выждать 1-2 часа, прежде чем включать аккумулятор для разрядки. Если включить сразу, то нагретые во время зарядки впаянные «банки» нагреются еще больше и могут отвалиться. Разряжать заряженную батарею нужно полностью, держа инструмент включенным до тех пор, пока он не откажется работать. Выполнив такую операцию 3-4 раза, вы полностью сотрете прежнюю «память аккумулятора».

Правильно восстановленная батарея при правильном уходе и эксплуатации сможет прослужить достаточно долго. Не стоит переживать, если в первый же день работы ее мощность заметно упадет. Эта особенность присуща почти всем никель-кадмиевым батареям — в первый день работы резкая, до 10%, потеря заряда, зато в последующем эти потери будут составлять всего 2-3% в месяц.

Так что если нужно восстановить аккумуляторную батарею шуруповерта, то вооружайтесь нужными знаниями и инструментами, и — удачи!

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о