Почему нельзя соединить две деревянные линейки



Gizmolord

Если вы видите только условие задач, а решения нет, то нажмите на спойлер ниже.

Начальный уровень
1. Вода в чайнике закипела. Выберите правильное утверждение.
A. Чайник, вода и водяной пар состоят из одинако¬вых молекул.
Б. Вода и водяной пар состоят из одинаковых молекул.
B. Молекулы воды и пара отличаются.
2. Если зимой озеро полностью покроется льдом, рыба в озере может погибнуть. Выберите правильное утверждение.

A. Это происходит из-за переохлаждения воды.
Б. Рыба дышит кислородом, который образуется из молекул воды.
B. Воздух попадает в воду вследствие явления диффузии.
3. На рисунке приведена сделанная с помощью микроскопа
фотография, которая иллюстрирует открытие английского ботаника Роберта Броуна. На этой фотографии отрезками соединены последовательные положения твердой частицы, помещенной в жидкость, через 1 мин. Выберите правильное утверждение.
A. Наблюдения показывают, что броуновское движе¬ние прекращается при повышении температуры.
Б. Причина броуновского движения заключается в непрерывном движении молекул той жидкости, в которой находятся крупинки твердого тела.
B. На рисунке мы видим хаотическое движение мо-лекул жидкости.
4. Солнышко пригрело, снег и растаял. Выберите правильное утверждение.

A. Размеры молекул, из которых состоит снег, не из-менились.
Б. Размеры молекул, из которых состоит снег, уве¬личились.
B. Размеры молекул, из которых состоит снег, уменьшились.
5. Смешав 100 мл воды и 100 мл подкрашенного спирта, по¬лучили смесь объемом около 190 мл. Выберите правильное утверждение.
A. Уменьшение объема жидкости обусловлено диффузией.
Б. Уменьшение объема жидкости обусловлено тем, что более мелкие молекулы воды размещаются в про¬межутках между более крупными молекулами спирта.
B. Уменьшение объема жидкости вызвано взаимо-действием молекул.
6. Молекулы находятся на близком (по сравнению с разме¬рами самих молекул) расстоянии в определенном поряд¬ке, и каждая молекула колеблется около определенного положения равновесия. В каком состоянии находится вещество? Выберите правильное утверждение.
A. В жидком.
Б. В твердом кристаллическом.
B. В газообразном.
Средний уровень
1. а) Объясните, почему газы можно сжать сильнее, чем жидкости, б) В какой воде — горячей или холодной — быстрее рас¬творится сахар? Почему?

2. а) Чем можно объяснить увеличение длины проволоки при ее нагревании?
б) Происходит ли диффузия между твердым и жидким веществом? Приведите примеры.
3. а) Чем объясняется уменьшение объема газа при сжатии? б) В каком рассоле — горячем или холодном — быстрее засолятся огурцы? Почему?
4. а) Можно ли газом наполнить половину пустой закрытой банки?
б) Какой физический процесс способствует попаданию кислорода и азота в листья растений?
5. а) Могут ли быть в газообразном состоянии кислород, азот? б) Почему уменьшается длина рельса при его охлаждении?
6. а) Почему не рекомендуют наливать молоко, бензин и дру¬гие жидкости в цистерну доверху?
б) Из-за какого физического явления ткань, окрашенную недоброкачественной краской, нельзя в мокром состоя¬нии держать вместе со светлым бельем?
Достаточный уровень
1. а) Если в толстостенном стальном цилиндре сжимать мас¬ло, то при очень больших значениях давления капельки масла выступают на внешних стенках цилиндра. Как можно объяснить этот факт?
б) Почему газы не имеют собственной формы и постоян¬ного объема?
2. а) Почему трудно стянуть с руки мокрую перчатку?
б) Как можно объяснить, что твердые тела сохраняют собст-венную форму?
3. а) Почему сжимаемость жидкостей мало отличается от сжимаемости твердых тел?
б) Почему дым от костра, поднимаясь вверх, постепенно перестает быть видимым даже в безветренную погоду?
4. а) Открытый сосуд с эфиром уравновесили на весах и ос¬тавили в покое. Через некоторое время равновесие весов нарушилось. Почему?

б) От чего, кроме химического состава молекул, зависят свойства вещества?
5. а) Почему нельзя утверждать, что объем воздуха в комна¬те равен сумме объемов молекул, составляющих воздух? б) Почему чай заваривают горячей, а не холодной водой?
6. а) Твердое тело в течение длительного времени сохраняет свою форму. Обязательно ли оно имеет кристаллическое строение?
б) Какое значение имеет диффузия для процессов дыха¬ния человека и животных?
Высокий уровень
1. а) Почему детский резиновый шарик, наполненный теплым воздухом, через несколько часов уже не поднимается вверх?
б) Почему нельзя соединить две деревянные линейки в од¬ну, плотно прижав их друг к другу?
в) Почему при резком ударе ладонью по поверхности воды ощущение такое, будто ударили по железу?
2. а) Почему не рекомендуется перевозить в одном автомобиле продукты вместе с керосином или бензином?
б) Может ли медь быть жидкой, а ртуть — твердой? При каких условиях?
в) Чем отличалось бы движение данной молекулы в воз¬духе от ее движения в вакууме?
3. а) Как можно доказать, что между атомами существуют промежутки?
б) Чтобы огурцы получились малосольными, их нужно засаливать в холодном помещении. Почему?
в) Сформулируйте гипотезу о строении вещества. Как вы можете ее обосновать? Какие ваши собственные наблю¬дения убеждают в ее справедливости? Можно ли считать гипотезу доказанной современной наукой?
4. а) Почему не рекомендуется хранить в холодильнике ря¬дом с молочными продуктами чеснок или нарезанный лук?
б) Объясните на основе молекулярной теории, чем отли¬чается холодная вода от теплой.

в) Почему в помещении, в котором часто курят, одежда и вещи пахнут дымом?
5. а) Для чего при складывании полированных стекол между ними кладут бумажные ленты?
б) Лед расплавили и превратили в воду. Эту воду нагре¬ли до кипения и полностью испарили. Изменялись ли молекулы воды в этих превращениях? Что изменилось в характере движения и взаимодействия молекул?
в) Переверните стакан вверх дном и медленно погружай¬те его в широкий сосуд с водой. Наблюдайте за изменени¬ем объема воздуха в нем при погружении. Какие выводы можно сделать? Как объяснить наблюдаемое?
6. а) Что произошло бы с телами, если бы вдруг их молеку¬лы перестали притягиваться друг к другу? отталкиваться друг от друга?
б) Сравните жидкое и газообразное состояния вещества. Что общего и в чем различия этих состояний?
в) Почему при склеивании и паянии применяют жидкий клей и расплавленный припой?

Gizmolord

Если вы видите только условие задач, а решения нет, то нажмите на спойлер ниже.

Начальный уровень
1. Вода в чайнике закипела. Выберите правильное утверждение.
A. Чайник, вода и водяной пар состоят из одинако¬вых молекул.
Б. Вода и водяной пар состоят из одинаковых молекул.
B. Молекулы воды и пара отличаются.
2. Если зимой озеро полностью покроется льдом, рыба в озере может погибнуть. Выберите правильное утверждение.

A. Это происходит из-за переохлаждения воды.
Б. Рыба дышит кислородом, который образуется из молекул воды.
B. Воздух попадает в воду вследствие явления диффузии.
3. На рисунке приведена сделанная с помощью микроскопа
фотография, которая иллюстрирует открытие английского ботаника Роберта Броуна. На этой фотографии отрезками соединены последовательные положения твердой частицы, помещенной в жидкость, через 1 мин. Выберите правильное утверждение.
A. Наблюдения показывают, что броуновское движе¬ние прекращается при повышении температуры.
Б. Причина броуновского движения заключается в непрерывном движении молекул той жидкости, в которой находятся крупинки твердого тела.
B. На рисунке мы видим хаотическое движение мо-лекул жидкости.
4. Солнышко пригрело, снег и растаял. Выберите правильное утверждение.

A. Размеры молекул, из которых состоит снег, не из-менились.
Б. Размеры молекул, из которых состоит снег, уве¬личились.
B. Размеры молекул, из которых состоит снег, уменьшились.
5. Смешав 100 мл воды и 100 мл подкрашенного спирта, по¬лучили смесь объемом около 190 мл. Выберите правильное утверждение.
A. Уменьшение объема жидкости обусловлено диффузией.
Б. Уменьшение объема жидкости обусловлено тем, что более мелкие молекулы воды размещаются в про¬межутках между более крупными молекулами спирта.
B. Уменьшение объема жидкости вызвано взаимо-действием молекул.
6. Молекулы находятся на близком (по сравнению с разме¬рами самих молекул) расстоянии в определенном поряд¬ке, и каждая молекула колеблется около определенного положения равновесия. В каком состоянии находится вещество? Выберите правильное утверждение.
A. В жидком.
Б. В твердом кристаллическом.
B. В газообразном.
Средний уровень
1. а) Объясните, почему газы можно сжать сильнее, чем жидкости, б) В какой воде — горячей или холодной — быстрее рас¬творится сахар? Почему?

2. а) Чем можно объяснить увеличение длины проволоки при ее нагревании?
б) Происходит ли диффузия между твердым и жидким веществом? Приведите примеры.
3. а) Чем объясняется уменьшение объема газа при сжатии? б) В каком рассоле — горячем или холодном — быстрее засолятся огурцы? Почему?
4. а) Можно ли газом наполнить половину пустой закрытой банки?
б) Какой физический процесс способствует попаданию кислорода и азота в листья растений?
5. а) Могут ли быть в газообразном состоянии кислород, азот? б) Почему уменьшается длина рельса при его охлаждении?
6. а) Почему не рекомендуют наливать молоко, бензин и дру¬гие жидкости в цистерну доверху?
б) Из-за какого физического явления ткань, окрашенную недоброкачественной краской, нельзя в мокром состоя¬нии держать вместе со светлым бельем?
Достаточный уровень
1. а) Если в толстостенном стальном цилиндре сжимать мас¬ло, то при очень больших значениях давления капельки масла выступают на внешних стенках цилиндра. Как можно объяснить этот факт?
б) Почему газы не имеют собственной формы и постоян¬ного объема?
2. а) Почему трудно стянуть с руки мокрую перчатку?
б) Как можно объяснить, что твердые тела сохраняют собст-венную форму?
3. а) Почему сжимаемость жидкостей мало отличается от сжимаемости твердых тел?
б) Почему дым от костра, поднимаясь вверх, постепенно перестает быть видимым даже в безветренную погоду?
4. а) Открытый сосуд с эфиром уравновесили на весах и ос¬тавили в покое. Через некоторое время равновесие весов нарушилось. Почему?

б) От чего, кроме химического состава молекул, зависят свойства вещества?
5. а) Почему нельзя утверждать, что объем воздуха в комна¬те равен сумме объемов молекул, составляющих воздух? б) Почему чай заваривают горячей, а не холодной водой?
6. а) Твердое тело в течение длительного времени сохраняет свою форму. Обязательно ли оно имеет кристаллическое строение?
б) Какое значение имеет диффузия для процессов дыха¬ния человека и животных?
Высокий уровень
1. а) Почему детский резиновый шарик, наполненный теплым воздухом, через несколько часов уже не поднимается вверх?
б) Почему нельзя соединить две деревянные линейки в од¬ну, плотно прижав их друг к другу?
в) Почему при резком ударе ладонью по поверхности воды ощущение такое, будто ударили по железу?
2. а) Почему не рекомендуется перевозить в одном автомобиле продукты вместе с керосином или бензином?
б) Может ли медь быть жидкой, а ртуть — твердой? При каких условиях?
в) Чем отличалось бы движение данной молекулы в воз¬духе от ее движения в вакууме?
3. а) Как можно доказать, что между атомами существуют промежутки?
б) Чтобы огурцы получились малосольными, их нужно засаливать в холодном помещении. Почему?
в) Сформулируйте гипотезу о строении вещества. Как вы можете ее обосновать? Какие ваши собственные наблю¬дения убеждают в ее справедливости? Можно ли считать гипотезу доказанной современной наукой?
4. а) Почему не рекомендуется хранить в холодильнике ря¬дом с молочными продуктами чеснок или нарезанный лук?
б) Объясните на основе молекулярной теории, чем отли¬чается холодная вода от теплой.

в) Почему в помещении, в котором часто курят, одежда и вещи пахнут дымом?
5. а) Для чего при складывании полированных стекол между ними кладут бумажные ленты?
б) Лед расплавили и превратили в воду. Эту воду нагре¬ли до кипения и полностью испарили. Изменялись ли молекулы воды в этих превращениях? Что изменилось в характере движения и взаимодействия молекул?
в) Переверните стакан вверх дном и медленно погружай¬те его в широкий сосуд с водой. Наблюдайте за изменени¬ем объема воздуха в нем при погружении. Какие выводы можно сделать? Как объяснить наблюдаемое?
6. а) Что произошло бы с телами, если бы вдруг их молеку¬лы перестали притягиваться друг к другу? отталкиваться друг от друга?
б) Сравните жидкое и газообразное состояния вещества. Что общего и в чем различия этих состояний?
в) Почему при склеивании и паянии применяют жидкий клей и расплавленный припой?

Урок-игра по физике по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

Разделы: Физика

Цели:

Воспитательные:

  1. Привитие навыков культурного общения.
  2. Выявление способностей детей.

Развивающие:

  1. Развивать умения творчески подходить к решению задач.
  2. Развитие коммуникативных способностей детей.
  3. Развитие умений выступления перед аудиторией.

Обучающие:

  1. Выработка предметных компетенций.
  2. Привитие интереса к предмету.
  3. Обобщение ранее изученного материала по тем: первоначальные сведения о строении вещества.
  4. Демонстрация применимости в жизни знаний, получаемых на уроках.

Оборудование:

  • карточки с вопросами;
  • буквы;
  • слова;
  • цветные карточки: красная, зеленая, желтая, синяя, белая.

Ход занятия

Данная игра проводится по разделу физики 7-го класса «Первоначальные сведения о строении вещества» среди учеников одного класса.

Класс делится на две равные группы, которые образуют команду. В качестве членов жюри выбираются три сильных ученика (так же членами жюри могут быть преподаватели физики). Команды выбирают капитана и придумывают название своей команды.

Когда команды будут готовы к игре, ведущий задает командам физическую загадку:

есть невидимка: в дом не просится,
а прежде людей бежит, торопится.

Команда, первая отгадавшая загадку начинает игру.

Задание №1 (разминка)

Ведущий держит в руке 6 вопросов невидимой стороной. Каждая команда вытягивает три любых вопроса (первой начинает команда, отгадавшая загадку) и задает их команде-сопернице. В итоге каждая команда отвечает на три вопроса. По окончании задания жюри выставляет оценки. Оценки выглядят в виде цветных карточек: красная – 5, зеленая – 4, желтая – 3. Двойки в данной игре не ставятся.

Вопросы для данного задания:

1. Для чего нужно знать о строении вещества?

Ответ: Знания о строении вещества позволяет не только объяснить многие физические явления. Они помогают предсказывать, как будет происходить явление, что нужно сделать, чтобы его ускорить или замедлить, т. е. помогают управлять явлениями.

2. Что вы знаете о молекулах одного и того же вещества?

Ответ: Молекулы одного и того же вещества одинаковы. Каждое чистое вещество состоит из одинаковых молекул, присущих только ему.

3. Где быстрее всего протекает диффузия: в жидкостях, газах или твердых телах?

Ответ: В жидкостях диффузия протекает медленнее, чем в газах. Объясняется это тем, что расстояние между молекулами в жидкостях значительно меньше, чем в газах. Происходит диффузия и в твердых телах, но только очень медленно.

4. Какие тепловые явления вы знаете?

Ответ: Такие явления, как, например, нагревание или охлаждение воздуха, таяние льда, плавление металлов, кипение воды, называют тепловыми явлениями.

5. При каких условиях притяжение между молекулами заметно?

Ответ: Притяжение между молекулами становится заметным лишь тогда, когда они находятся очень близко одна от другой.

6. Назовите вещество, которое можно часто видеть в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном?

Ответ: Лед, вода и водяной пар – три состояния одного и того же вещества – воды.

Задание №2

Каждая команда получает по одному конверту, в котором лежат полоски с названиями физических приборов, физических величин и физических явлений, изучаемых в данной теме, а так же три лишних термина. Командам требуется разложить данные полоски с названиями по трем приведенным выше признакам и найти лишние полоски. По окончании задания должно получиться 4 кучки:

  1. Физические приборы: штатив, мензурка, сосуд.
  2. Физические явления: смачивание, нагревание, диффузия.
  3. Физические величины: расстояние, скорость, температура.
  4. Лишние: гипотеза, жидкость, молекула.

Задание №3

Каждой команде раздают карточки с вырезанными буквами. Нужно как можно быстрее собрать слово, описанное ведущим. Для всех команд вопрос один и тот же. Всего три вопроса:

  1. Величина, характеризующая тепловое состояние тел? (температура)
  2. Частицы, из которых состоят молекулы? (атом)
  3. Что сохраняет свой объем, но легко меняет свою форму? (жидкость)

Задание №4

Ведущий описывает правильно и неправильно определения, физические явления и опыты. Если описание неверно, ученики поднимают синюю карточку, если верно – белую. Команда, у которой больше всего правильных ответов зарабатывает за задание красную карточку, у которой меньше всего правильных ответов – желтую.

1. Если в колбу налить жидкость, то при нагревании уровень жидкости в ней уменьшится (нет).

Ответ: При нагревании жидкости уровень ее в колбе увеличивается. Следовательно, жидкости при нагревании расширяются.

2. Частицы большинства твердых тел расположены беспорядочно, поэтому такие тела называют кристаллическими (нет).

Ответ: Частицы большинства твердых тел расположены в определенном порядке. Такие твердые тела называют кристаллическими.

3. Притяжение молекул становится заметным, когда они находятся на расстоянии большем, чем размеры молекул (нет).

Ответ: Притяжение молекул становится заметным, когда молекулы находятся на расстояниях, которые сравнимы с размерами самих молекул.

4. Когда жидкость смачивает твердое тело, ее молекулы притягиваются друг к другу слабее, чем к молекулам тела (да).

Ответ: Когда жидкость смачивает твердое тело, ее молекулы притягиваются друг к другу слабее, чем к молекулам тела.

5. Сохранение формы – свойства твердых тел (да).

Ответ: Сохранение объема и формы – свойства твердых тел.

6. Диффузия при высокой температуре происходит медленнее (нет).

Ответ: Диффузия при более высокой температуре происходит быстрее.

Задание №5

Каждая команда вытягивает из ромашки по очереди вопросы. Всего 7 вопросов. Данные вопросы являются не традиционными и над ними нужно хорошо подумать, поэтому за каждый правильный ответ команды получают максимальный бал. Если команда не отвечает на свой вопрос, он не передается другой команде, а просто опускается.

1. Чем отличалось бы движение данной молекулы в воздухе от ее движения в вакууме?

Ответ: В вакууме молекула двигалась бы равномерно и прямолинейно. В воздухе вследствие столкновений с другими молекулами данная молекула движется по ломанной зигзагообразной линией с изменяющейся скоростью.

2. Если бросить в воду кристаллик марганцовки, через некоторое время вокруг него образуется фиолетовое «облачко». Объясните явление.

Ответ: Вещество, растворяясь, диффундирует в воде, окрашивая ее фиолетовым цветом.

3. Детские воздушные шарики обычно наполняются светильным газом. Почему они уже через сутки теряют свою упругость, сморщиваются и перестают подниматься?

Ответ: Светильный газ диффундирует сквозь оболочку шара.

4. Почему скорость диффузии с повышением температуры возрастает?

Ответ: С повышением температуры увеличивается скорость движения молекул. С увеличением скорости молекул возрастает скорость диффузии.

5. Для чего при складывании полированных стекол между ними кладут бумажные ленты?

Ответ: Чтобы стекла не «слипались» под действием сил взаимного притяжения молекул.

6. Почему нельзя соединить в одну две деревянные линейки, плотно приложив, их друг к другу?

Ответ: Вследствие неровностей поверхности приложенных друг к другу линеек образуется малое количество «точек соприкосновения», где проявляются силы молекулярного притяжения.

7. Какова будет форма жидкости, если перелить ее из стакана в колбу, в мензурку? Изменится ли при этом ее объем?

Ответ: Жидкость принимает форму сосуда, в который ее помещают. Объем жидкости при этом не меняется.

Подведение итогов:

По окончании игры жюри подсчитывает общий балл каждой команды. Команда, заработавшая больше всего баллов, получает за игру пятерки, вторая команда получает за игру четверки, которые выставляются в журнал.

Для чего нужно знать о строении вещества?

Что вы знаете о молекулах одного и того же вещества?

Где быстрее всего протекает диффузия: в жидкостях, газах или твердых телах?

Какие тепловые явления вы знаете?

При каких условиях притяжение между молекулами заметно?

Назовите вещество, которое можно часто видеть в трех состояниях:

Внеклассное мероприятие по физике для учащихся 7 11 классов «Брейн-ринг» Подготовила: учитель физики

Муниципальное общеобразовательное учреждение Бороздиновская средняя общеобразовательная школа Новохоперского муниципального района

Внеклассное мероприятие по физике

для учащихся 7 – 11 классов

Подготовила: учитель физики

Набатова Людмила Владимировна

2005-2006 учебный год

Тема: Ученический «Брейн – ринг»

Цель: добиться интереса учащихся к физике, развивать

познавательные способности, дружеские взаимоотношения

в классе, учить делать гипотезы и выводы, развивать

Оборудование: два светильника, секундомер.

Есть у меня шестёрка слуг,

И всё, что вижу я вокруг,

Всё знаю я, от них.
^

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их: Как? И почему?

Кто? Что? Когда? И Где?

ВОПРОСЫ командам 7 — 9 го классов

  1. Отличаются ли молекулы холодной воды от молекул теплой и горячей воды? От молекул льда?

Ответ: Не отличаются

  1. Почему чернильные пятна на столе или полу легче удалить вскоре после того, как были пролиты чернила, и значительно труднее сделать это впоследствии?

Ответ: если чернила удалить со стола вскоре после того, как они

пролиты, то их молекулы не успеют продиффундировать между

молекулами стола.

  1. Воздух под поршнем насоса сжали. Изменилась ли масса воздуха?

Ответ: нет

  1. Как изменится диаметр зрачка глаза при резком увеличении освещенности?

Ответ : уменьшится.

  1. Почему ржавой иглой трудно шить?

Ответ: увеличивается сила трения.

  1. Верно ли, что снег греет землю?

Ответ: верно.

ВОПРОСЫ командам 10 – 11 классов
  1. При нагревании воды пузырьки пара образуются вначале у дна сосуда. Почему?

Ответ: потому, что вода у дна сосуда быстрее нагревается.

  1. Почему стекло покрывается тонким слоем влаги, если на него подышать?

Ответ: за счет конденсации

  1. Почему глубокий рыхлый снег предохраняет озимые хлеба от вымерзания?

Ответ: обладает плохой теплопроводностью

  1. В какое время года телеграфные провода сильнее провисают? Почему?

Ответ: летом, от нагрева.

  1. Одинаковые ли пути проходят электровоз и хвостовой вагон при движении поезда.

Ответ: одинаковые

  1. вперед или назад движется рама велосипеда относительно верхней части колеса?

Ответ: назад

  1. Два одинаковых ящика наполнены дробью: в одном крупная, в другом мелкая. Какой из них имеет большую массу?

Ответ: в котором мелкая дробь

ФИНАЛ

  1. В каком растворе – горячем или холодном быстрее просаливаются огурцы?

Ответ: в горячем.

  1. В какую сторону падает споткнувшейся человек?

Ответ: вперёд.

  1. Для чего при выстреле из ружья необходимо плотно прижать приклад к плечу?

Ответ: чтобы не было отдачи.

  1. При столкновении двух автомобилей пострадает только один автомобиль или два?

Ответ : оба

  1. При какой температуре вода кипит?

Ответ: 100 градусов

  1. Почему мел оставляет след на классной доске?

Ответ: за счёт трения.

  1. При какой температуре вода замерзает?

Ответ : 0 градусов

  1. Почему подвал — самое холодное помещение в доме?

Ответ: холодный воздух тяжелее теплого.

  1. Почему нельзя соединить в одну две деревянные линейки, плотно приложив их к друг другу?

Ответ: нельзя приблизить на расстояние взаимодействия молекул.

10. В стакан с сахаром и в стакан без сахара налили горячий чай из

одного чайника. В каком стакане чай холоднее?

Ответ: внутренняя энергия горячей воды, налитой в стакан с

сахаром, частично идет на растворение сахара, поэтому сладкий

11. Почему изморось (иней) на деревьях исчезает без оттепели?

Ответ: иней, вода в кристаллическом состоянии, испаряется при

любой температуре воздуха.

12. Какие излучения используются в медицине: инфракрасное,

ультрафиолетовое или рентгеновское?

13. Почему грязный, покрытый копотью снег тает быстрее, чем

Ответ: при загрязнении снега доля поглощенной солнечной

энергии из общего количества всей падающей лучистой энергии

увеличивается. В случае чистого снега значительная доля

энергии (от солнца) отражается.

14. Зачем водители в темное время суток при встрече машин

переключают фары с дальнего света на ближний?

Ответ: чтобы уменьшить поток световой энергии, который

мешает видеть дорогу водителю встречной машины).

15. Для того, чтобы скошенное сено высохло, его часто ворошат,

Почему это помогает?

Ответ: при взрыхлении сена увеличивают поверхность его

соприкосновения с воздухом и, значит, ускоряют время сушки.

Строение вещества

Урок повторения и обобщения, 2 ч. 8-й класс

Цели урока: углубить и систематизировать знания учащихся о строении вещества; развивать память, мышление, способность логически мыслить; воспитывать нравственные и эстетические представления, систему взглядов на мир.

Ход урока

1. Разминка (все разгадывают кроссворд, который заранее вычерчен на доске или на плакате)

По горизонтали: 1. Агрегатное состояние, в котором вещество, сохраняя свой объём, принимает форму сосуда, в котором находится. 4. Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его свойства. 7. Подъём смачивающей жидкости по тонким трубкам. 8. Самопроизвольное перемешивание веществ.

По вертикали: 2. Физическая величина, от которой зависит быстрота протекания диффузии. 3. Растекание жидкости по поверхности твёрдого тела. 5. Состояние вещества, характеризующееся отсутствием собственного объёма и формы. 6. Частица, входящая в состав молекулы.

2. Тест на проверку знаний учащихся, «принесённых» с собой на урок (выполняется на листках)

1. Мельчайшие частицы, из которых состоят различные вещества и которые сохраняют свойства этих веществ, называются:

А) атомами; Б) молекулами.

2. Все молекулы одного и того же вещества:

А) совершенно одинаковы; Б) различны.

3. При охлаждении объём тела:

А) уменьшается; Б) увеличивается.

4. Процесс диффузии:

А) замедляется с ростом температуры; Б) ускоряется с ростом температуры; В) не зависит от температуры.

5. На расстояниях, сравнимых с размерами самих молекул (атомов):

А) начинают проявляться силы отталкивания; Б) всё сильнее проявляются силы притяжения.

А) имеют собственную форму; Б) сохраняют объём; В) не имеют собственной формы и постоянного объёма.

7. Молекулы газа:

А) двигаясь беспорядочно во всех направлениях, почти не притягиваются друг к другу; Б) не расходятся на большие расстояния; В) расположены в определённом порядке.

8. Ртуть может находиться:

А) только в жидком состоянии; Б) в жидком, твёрдом и газообразном состоянии; В) только в твёрдом состоянии.

9. Можно ли открытый сосуд заполнить газом на 40% его вместимости?

А) Да, можно; Б) нет, нельзя; В) определённого ответа дать нельзя.

10. Изменились ли сами молекулы воды, когда она замёрзла и превратилась в лёд?

А) Нет, не изменились; Б) да, изменились; В) определённого ответа дать нельзя.

11. Из явления диффузии можно сделать вывод о том, что:

А) все тела состоят из мельчайших частиц; Б) молекулы всех веществ неподвижны; В) молекулы всех веществ непрерывно движутся.

12. Процесс диффузии происходит:

А) только в жидкостях и газах; Б) только в жидкостях и твёрдых телах; В) в газах, жидкостях и твёрдых телах.

13. Молекулы притягиваются друг к другу. Однако они не слипаются, потому что:

А) молекулы непрерывно движутся; Б) между ними существуют силы отталкивания.

(Учащиеся обмениваются работами для взаимопроверки. Критерии оценок: «5» – до двух ошибок; «4» – 3–4 ошибки; «3» – 5–6 ошибок; «2» – 7 и более. Учитель разбирает каждый вопрос. Ученики, поставив себе оценку, сдают выполненную работу учителю.)

3. Логические задания

Из слова убраны все согласные буквы. Угадайте его и узнаете, как называется самопроизвольное перемешивание веществ: – И – – У – И Я.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о